Жизнь на полных оборотах

9 сентября 2023 года. Участники гонки проходят процедуру старта. Фото: Екатерина Коновалова, «Вечерняя Москва»

Завершился сезон 2023 года у московских любителей водно-моторного спорта. 9 сентября прошли соревнования в рамках российского и московского чемпионатов в классах мотолодки PR 1–4. Участвовали 48 спортсменов: из Москвы, Московской области, Петербурга, Краснодара, Красноярска и Красноярского края. За юную жительницу района Нагатино-Садовники Анастасию Кряжеву, выступавшую на мотолодке PR3, болели корреспонденты «ЮГ».

9 сентября 2023 года. Судья Андрей Белугин дает отмашку. Фото: Екатерина Коновалова, «Вечерняя Москва»

Под серым, набрякшим от сырости небом у свинцовой воды Пироговского водохранилища и еле заметный ветерок казался подобием какого-нибудь моллюска, заползающего тебе за воротник. Бр-р-р... Все изменилось в один миг, когда наперерез ветру, взметая тысячи мельчайших брызг, заскользили, едва касаясь водной поверхности мотолодки. От легкости этого случившегося «полета», скоростей и рева моторов климат в зрительско-судейских рядах как-то разом потеплел. Да и собственные восторженные эмоции удержать в каких-то допустимых рамках было совершенно невозможно. Наша юная звездочка участвовала в четвертом заезде. И ее появление мы встретили подбадривающими возгласами. Ее лодка с первых же секунд добавила гонке темп и не сбрасывала оборотов даже на повороте, возле качающегося на воде оранжевого буя. А ведь в предыдущем заезде такой же пируэт принес команде соперников большую неожиданность — лодка с пилотом-мужчиной подпрыгнула и перевернулась...

Спорт как система воспитания

9 сентября 2023 года. Москвичка Анастасия Кряжева готовится к старту. Фото: Екатерина Коновалова, «Вечерняя Москва»

Настя родилась в спортивной семье. Ее папа — Сергей Кряжев — мастер спорта, трехкратный чемпион мира, тренер по водно-моторным видам спорта, вице-президент Федерации водно-моторного спорта Москвы. Мама — Елена Кряжева — судья и тренер Московской академии парусного и гребных видов спорта. Не случайно, что и Насте с самого детства была уготована спортивная стезя. В три года родители отдали дочь в горнолыжную школу, а управлять настоящей спортивной лодкой девочка впервые попробовала в восьмилетнем возрасте. Навыки, приобретенные на горнолыжных склонах, отлично пригодились и на воде. В лыжном слаломе, как и в скольжении по водной глади, есть много общего. А вот жизненный график нашей героини сильно изменился, стал более напряженным. 

— Я учусь в магистратуре на втором курсе факультета «Спортивный менеджмент» в МГИМО, — сразу объяснила свою серьезную загруженность Анастасия.

По ее словам, в будущем она видит себя защитником прав отечественных спортсменов на высочайшем международном уровне. А еще девушка планирует принимать участие в организации всевозможных соревнований.

9 сентября 2023 года. Анастасия Кряжева за штурвалом своего гоночного болида. Фото: Екатерина Коновалова, «Вечерняя Москва»

Пока же 22-летняя Настя уже завоевала ряд престижных наград. Впервые заявить о себе как о перспективной гонщице ей удалось в теперь уже далеком 2010 году, когда в составе российской сборной она принимала участие в заездах на берегах Туманного Альбиона. Зато уже на следующий год на соревнованиях по классу «Формула будущего» в Санкт-Петербурге Кряжева стала чемпионкой Европы и вице-чемпионкой мира. А вот всех своих зарубежных соперников из Балтии, Венгрии, Германии и Великобритании она часто вспоминает с особой теплотой.

— Мы не перестаем общаться, многие из моих друзей знают русский язык, у насесть соцсети. И только на воде мы становимся соперниками, потому что больше одного победителя не бывает. Зато на берегу мы можем быть друзьями, прямо не разлей вода, во время нашей беседы, в небольшом кафе недалеко от учебных корпусов МГИМО, — Настя с легкой улыбкой вспоминает с ностальгией своих давних знакомых.

При этом девушка совершенно спокойно признается им в своих ошибках и отмечает сильные стороны конкурентов. И с нотками сожаления замечает, что сейчас выступать приходится только на лодках с импортными двигателями. Зато уникальные, неповторимые, легкие лодочные корпуса изготавливают из композитных материалов несколько наших отечественных мастеров. Немудрено, что каждую такую лодку можно считать произведением искусств. Настя не может разобраться во всех технических сложностях, но, тестируя перед соревнованиями свою водную «лошадку», способна определить ее слабые стороны. 

— Например, могу указать техникам, что мой «риб» (а именно так называются лодки класса РR) в момент старта плохо встает на днище параллельно воде, чтобы быстрее набрать скорость, — говорит спортсменка. — Это зависит и от состояния винта, и от того, как настроен мотор. Много и других нюансов. В поворотах мы можем чуть-чуть поднимать двигатель, чтобы нос лодки отрывался от воды и она шла на «пяточке». Да, конечно, лодка становится в этот момент менее устойчивой под напором ветра и воды, но скорость тогда не снижается. Когда она превышает 100 километров в час, вода превращается буквально в бетон. И столкновение с ней на такой скорости страшнее, чем если бы это происходило на суше.

Когда сама себя вызываешь на бой

9 сентября 2023 года. Соревнования на акватория Пироговского водохранилища. Фото: Екатерина Коновалова, «Вечерняя Москва»

Так случилось, что именно в прошедших сентябрьских соревнованиях Анастасия Кряжева выступила на незнакомой ей лодке, потому что ее собственную не успели подготовить, а выяснилось это только за день до чемпионата.

— Пришлось участвовать не в привычном для меня классе PR-4, а рангом выше — в PR-3. Он отличается и мощностью, и весом, и габаритами, — рассказала Анастасия.

Зато на пироговской водной глади, где проводились соревнования, никто даже не заметил, что спортсменка столкнулась с чем-то непредвиденным.

— В управлении мотолодкой, наверное, самое сложное — это поворот, особенно если есть волна и тебе нужно удержаться на ней, — раскрывает некоторые тонкости прохождения трассы Анастасия. — Скорость по прямой достигает 105 км/час, но я получила удовольствие, выступая на новом судне. И поняла, что лодку нужно донастраивать, она себя еще по-настоящему не проявила.

Для Кряжевой высокая скорость уже давно превратилась в естественное и необходимое условие существования. В детстве горнолыжные спуски нередко приходилось преодолевать со скоростью более 100 км/час. В 18 лет она сдала экзамен на автомобильные права. Поэтому уже давно возит свою лодку на прицепе за мощным внедорожником. А вот на тренировки ей чаще всего приходится добираться до Химок. Настя признается, что не планирует «хулиганить» на автодорогах, но скорость иногда она забывает контролировать, ведь на лодке то нет тормозов. Поэтому штрафы за превышение на земле она получает нередко.

Мечта ведет дальше

9 сентября 2023 года. Президент Федерации водно-моторного спорта России Михаил Ершов вручает Анастасии Кряжевой серебряную медаль. Фото: Екатерина Коновалова, «Вечерняя Москва»

Ближе к вечеру 9 сентября, ветер на Пироговском водохранилище заметно усилился. Правда, как успела тогда признаться нам призер тех соревнований Анастасия Кряжева, он «совсем не ухудшал видимость на трассе». И те перевернувшиеся ее соперники быстро вернулись на дистанцию. Никто, к счастью, не пострадал. Подобное нередко бывает с участниками водно-моторных соревнований. У Насти еще и не такое случалось. Каких-то четыре года назад она вместе со своей командой участвовала в первенстве мира в Латвии. В восьмичасовой гонке ей достался последний час, и надо же было такому случиться, что лодка загорелась — буквально за 30 минут до финиша! — Лодка была еще недостаточно обкатанной, совсем новой. Даже во время соревнований приходилось дорабатывать и чинить наш «риб». И вот вдруг огонь вспыхнул такой, что никаким огнетушителем его не удавалось загасить, мне пришлось срочно выпрыгивать за борт, — даже сегодня, рассказывая эту историю, Настя переживала. Чтобы восстановиться от пережитого шока, ей потребовалась не одна неделя. Но она смогла победить свои страхи и сомнения, что очень важно. Девушка уверена, что с чувством даже малого страха выходить на гонку нельзя. Сегодня ее стаж за лодочным штурвалом уже перевалил за десять лет. Она чувствует себя уверенно и безопасно. А еще у нее есть свой особенный секретный ключ к успеху... 

— Перед гонкой я стараюсь побыть с моей лодкой наедине, чтобы еще раз прислушаться к ней, сказать ей что-нибудь вроде: «Ты у меня самая быстрая, хорошая, мы справимся». Я поглажу ее и обниму, а уже практически на старте начинаю настраивать себя, закрываю глаза, стараюсь физически слиться со своей лодкой, — призналась заслуженная спортсменка. В сентябрьских соревнованиях на Пироговском водохранилище Анастасия Кряжева завоевала 3-е место в российском чемпионате и 2-е место в московском. И поднявшись на почетный пьедестал, она наравне со своими коллегами-мужчинами, как полагается, разбрызгивала победное шампанское. Самая поздняя гонка, так называемая ледовая (гонка по первому льду. — «ЮГ»), запланирована в этом году в ноябре в Санкт-Петербурге. Настя не боится трудностей, но делает выбор в пользу учебы. Поэтому ее соревнования продолжатся только в следующем году с наступлением тепла. А пока, чтобы не потерять форму, чемпионка Кряжева по разработанной ею же самой методике продолжает усиленно тренироваться — в зале, в бассейне, во время прогулок с друзьями на квадроциклах. Скорость сбавить она уже просто не в состоянии. Соревнования на аквабайках на открытой воде и большой волне за рубежом — вот о чем мечтает Настя. И, возможно, этой мечте скоро суждено сбыться. Она участвует в гонках на аквабайке уже третий сезон, а теперь усиленно учит испанский язык. Ведь возможность дается тем, кто мечтает.

 

СПРАВКА

PR — это мотолодки с надувными бортами, подвесными двигателями и V-образным жестким днищем. Разрешенная мощность двигателя зависит от гоночного класса и составляет от 60 до 200 лошадиных сил, однако в классе PR1 она не ограничена. По соображениям безопасности лодки должны развивать скорость не менее 50 км/ч. Ширина суден с учетом всех выступающих частей не должна превышать трех метров, длина — 11,5 метра.

Новости партнеров