Больше, чем учитель

2 октября. Педагогическая династия Ваниосовых (слева направо): Елизавета, Наталья и Анна в школьном кабинете. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»

День учителя в России отмечается 5 октября. Накануне праздника «ЮГ» встретились с необычной педагогической династией Ваниосовых, которые работают в школе № 1579 в районе Москворечье-Сабурово.

Наталья Викторовна Ваниосова — учитель начальных классов и родоначальник династии. Быть педагогом она решила еще в детстве.

— Дворовые игры были связаны с учительской работой. Я рассаживала друзей и проводила уроки, как в школе, — вспоминает Наталья Викторовна.

После девятого класса, когда нужно было решать, где продолжить обучение, Наталья Ваниосова не задумываясь выбрала педагогический колледж № 6.

— Уже учась там, поняла: я однозначно учитель и больше мне ничего не надо, — добавила она.

Окончив колледж в 19 лет, Наталья Викторовна сразу пошла работать в школу. Высшее образование она получила чуть позднее — в Государственном педагогическом университете по специальности «филолог».

— Я никогда не хотела преподавать в средней или старшей школе. Только малышам. Думаю, это связано с тем, что мой личный опыт в начальной школе был не очень удачным, с первым учителем мне не повезло. И всегда хотелось не быть такой, как она, быть лучше, — пояснила она.

НЕ ТОЛЬКО ЗНАНИЯ, НО И УРОКИ ЖИЗНИ

Внимательная, заботливая, справедливая — все это можно смело сказать про Наталью Ваниосову. Ее мягкий голос, добрая улыбка, увлеченность своей профессией не оставляют равнодушными никого из детей. Более того, порой ребята настолько расслабляются, что на автомате называют Наталью Викторовну мамой.

— Если такое происходит, я не акцентирую на этом внимание ребенка. Он и сам понимает, что оговорился. Но в душе для себя самой я осознаю, что ребенку в моем классе комфортно, как дома, — а это дорогого стоит, отмечает учитель.

Своим ученикам Наталья Викторовна дает не только знания по школьной программе, но и прививает такие ценности, как доброта, внимательность, честность, ответственность.

— Если ребенок обманывает, и я это знаю, то никогда не покажу это конкретно ему, а обезличено объясню ошибку всему классу. Обращаясь ко всем, я обращаюсь к каждому из них, — отметила она.

ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО

Со своим будущим супругом Алексеем Наталья познакомилась еще в годы обучения в колледже, во время я практики в летнем пионерском лагере. Он далек от педагогики, имеет техническое образование. А вот их дочки-близняшки пошли по стопам мамы и тоже выбрали профессию учителя.

— У нас в роду ни у кого не было двойни. По крайней мере мы об этом ничего не знаем. Поэтому, когда доктор сообщил, что у нас будет двое детей, мы с мужем были очень удивлены и рады одновременно, — вспоминает Наталья.

Так 25 лет назад в семье Ваниосовых на свет появились две девочки, очень похожие друг на дружку.

— Но такие разные на самом деле, — говорит Наталья Викторовна. Анна на несколько минут старше Елизаветы. Она более сдержанная, серьезная.

— А у меня более эмоциональный характер, — отмечает Елизавета.

На самом деле если приглядеться, то отличить близняшек друг от друга довольно просто. И дети этому научились очень быстро.

— Мы пришли работать в школу во время пандемии, когда была удаленка, маски. И ребята научились различать нас по глазам, — делится Анна. — Теперь нас если и путают, то только те, кто видит в первый раз.

В НОГУ СО ВРЕМЕНЕМ

В детстве сестры много времени проводили у мамы на работе, в школе № 1579. В первый класс пошли там же. Играли в учителя и ученика, меняясь ролями. А когда пришло время определиться с будущим, обе выбрали профессию учителя начальных классов.

— Педагог сегодня — это человек, который идет в ногу со временем, старается дать детям что-то новое, заложить важные жизненные ценности, но в то же время не ставить рамок, чтобы было пространство для творчества, идей, своих собственных проектов, — считает Анна Ваниосова. — Нужно ставить им цель, а способ, которым ее достигнуть, дети должны выбрать сами.

По мнению Елизаветы, современный учитель должен уметь раскрывать в учениках таланты, помогать школьникам находить себя и свое призвание.

— Я стремлюсь делать так, чтобы мои ученики каждый день хотели приходить в школу и получали настоящее, искреннее удовольствие от пребывания на моих уроках, — добавила она.

 

В ТЕМУ

Сейчас в московской системе образования работают более 16 тысяч учителей начальных классов. Они обучают свыше 450 тысяч детей. Чтобы поддержать их и поощрить, проводится Всероссийский конкурс «Первый учитель». Он учрежден Министерством просвещения Российской Федерации. Одна из задач конкурса — распространение опыта учителей начальных классов и повышение престижа профессии.

В этом году сразу четыре московских педагога вышли в финал Всероссийского конкурса «Первый учитель». Заявки на участие в конкурсе подали более 22 тысяч учителей со всей страны.

Участие столичных педагогов в конкурсах профессионального мастерства повышает их квалификацию и соответствует задачам проекта «Современная школа» национального проекта «Образование».

Новости партнеров