Восточные мотивы в обрамлении европейской осени

23 сентября. Мария Шушпанова около своей работы на выставке. Фото: Наталья Феоктистова, «Вечерняя Москва»

В одном из залов старинной усадьбы Ф. А. Ардалионова, окруженной расцвеченным осенью парком, открылась выставка под названием «Нестандартные формы. Китайская живопись глазами европейцев». Корреспондентам «ЮГ» повезло рассмотреть все представленные на ней нестандартные формы не только китайского, но и японского искусства. 

23 сентября. Веера расписаны художниками — участниками выставки в технике китайской живописи

Основную часть экспозиции составили работы, выполненные в стиле гохуа, традиционном для китайской живописи. Древние искусства и обычаи, бережно сохраняемые Поднебесной в росписи невесомых свитков, полупрозрачных листов, почти воздушных фонариков, зонтиков (все из рисовой бумаги), а также тончайших фарфоровых изделий, с удовольствием осваиваются российскими художниками. Правда, не без дополнения неких своих элементов творчества, отчего изделия не только приобретают новый смысл, но и подстраиваются под новые этнографические параметры. 

Творить и исцеляться

«Свисток с веерами» — композиция Анастасии Медведевой, стиль Се-и, 2023. Фото: пресс-служба арт-пространства «Квартира10»

Китайская пословица наставляет: «Чай и дхьяна одного вкуса» (дхьяна — созерцание, «видение умом», «интуитивное видение»). Через чаепитие, по мнению китайских мудрецов, человек получает возможность наивысшим образом сконцентрировать свое внимание на изучаемых объектах. Поэтому открытие выставки в усадьбе Ардалионова взял в свои руки мастер Чень Гэн, преемник старой шаолиньской школы гунфу Синь-И Ба, известной своими совершенными техниками в области медитации. Он предложил гостям волшебные напитки, кому-то тонизирующий Шу Пуэр, а кому-то умиротворяющий Шен Пуэр. Таким образом основательно подготовившись, экскурсанты переходили к обзорной части выставки. 

23 сентября.Марина Белошкап расписала керамические вазы—«прудики»

Каллиграфия и восточная живопись, по мнению художника Марины Белошкап, члена сразу трех солидных ассоциаций: Творческого союза художников японской живописи Суми-э, каллиграфического общества «Ни-хон-седо» и Ассоциации китайской каллиграфии и живописи тушью ICCPS, могут даже заменить лечебные процедуры. Экскурсантов больше всего впечатлили ее фарфоровые пиалы и блюда, выполненные в технике глазурной живописи, на них вместе с привычными для японцев красными кленами момидзи органично расцвел наш российский иван-чай.

— Эти творческие занятия необыкновенно развивают мелкую моторику, а следовательно, улучшают работу мозга, способствуют счастливому долголетию в трезвом уме и твердой памяти, — сознанием дела заявила Марина. Ее медитации над рисовой бумагой, по собственному признанию, могут продолжаться без перерыва по пять-шесть часов, причем без намека на усталость. 

23 сентября. Наталья Егорова демонстрирует веера, расписанные участниками выставки

Молодой художник Наталья Егорова, по первой специальности учитель-филолог, всего пять лет назад прикоснулась к таинству гохуа, прошла обучение на курсах в Китайском культурном центре. На этой выставке мы увидели написанный ее рукой невероятно красивый пейзаж. В своем новом увлечении, как призналась Наталья, она точно обрела новый смысл жизни. 

Новые горизонты

Среди привычных для восточного искусства картин и предметов прикладного искусства оказалось несколько совершенно новых работ, созданных с применением техник китайской и японской живописи. Мария Шушпанова из Бирюлева Восточного, дипломированный мастер по японской живописи Суми-э, попробовала соединить реалистичные, неброские восточные традиции с европейскими, яркими, декоративными. — Я дополнила японский стиль живописи нихонга инкрустациями из тонких золотых и серебряных пластин, — показала Мария картину на деревянной основе. 

Шелковый веер китайской художницы Ян Дундун, 2023. Фото: пресс-служба арт-пространства «Квартира10»

Еще один удачный эксперимент с восточной живописью провела создатель коллекции летних жакетов, стилизованных под японские хаори. Новые идеи к дизайнеру Наталье Фанталис пришли из сказочного детства, от образов диких лебедей Андерсена. Один из рукавов каждого хаори она украсила росписью в восточной технике под названием «горячие камни соленого моря». Светлая курточка действительно напоминает ту самую рубашку, которую не успела доплести некогда прекрасная Эльза из сказки датского писателя. 

Открытка «Муха» Марины Богомоловой, 2023. Фото: пресс-служба арт-пространства «Квартира10»

— У нас уже есть конкретные планы внедрять в повседневный быт элементы восточной живописи. Мы знаем художников, готовых предложить свои картины для создания одежды. Можно такой рисунок включать и в интерьеры, — поделилась ожиданиями от будущих экспозиций один из кураторов выставки Ирина Шенцева. В клубе «Очарованные Поднебесной» (его руководитель Оксана Тищенко выступила в роли второго куратора выставки) уже объединились почти 160 художников. Фантазии этим увлеченным людям не занимать. И ряды их пополняются регулярно. Путь в мир гохуа никому не заказан. А самым усердным ученикам уже на мастер-классе всего за два часа удается создать и яркую, самобытную открытку, и даже настоящий китайский веер. Ну а первое знакомство с восточной живописью можно начать с посещения выставки. 

СПРАВКА

Гохуа возникла на стыке XIX и XX веков как продолжение живописных традиций Поднебесной II–III веков до н.э. Классическая школа предписывает нанесение минеральных и растительных водяных красок на шелк, хлопчатобумажную ткань или рисовую бумагу бамбуковыми или шерстяными кистями. 

Новости партнеров