Экспозиция, собранная по крупицам воспоминаний

5 октября. Куратор выставки, старший научный сотрудник Музея Москвы Полина Жураковская показывает аптечные флаконы конца XIX — начала XX века.

В Музее Москвы открылась выставка из цикла «Москва без окраин», посвященная районам Нагатино-Садовники и Нагатинский Затон. Корреспонденты «Южных горизонтов» в числе первых осмотрели экспозицию. 

5 октября. Посетительница выставки Ольга Леонова возле макета деревянного дворца царя Алексея Михайловича.

К проекту «Москва без окраин» социологи, культурологи и краеведы всегда подключают местных жителей, без которых невозможно сложить отдельные пазлы информации в целостную картинку. Так получилось и в этот раз. Если благодаря экспертам удалось воссоздать историю района, то местные жители обогатили эту историю своими воспоминаниями. 

Петр Барановский (слева) и реставратор Григорий Чириков. 1920-е

Так, по словам одного из кураторов выставки, Полины Жураковской, изначально Нагатино было деревенским. Его уклад формировали села, образовавшиеся вокруг трех церквей: храма Казанской иконы Божией Матери, церкви Вознесения Господня и храма Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове. И это оказало влияние на традиции жителей, соблюдавших все церковные праздники, как до революции, так и после. 

Кирпич красноглиняный с клеймом завода Челнокова конца XIX века.

— Кроме этого, на характер места повлияла и его промышленная часть: кирпичные заводы и фармацевтический завод «Феррейн», располагавшийся в районе деревни Котлы, — рассказывает куратор. — Близ кирпичного производства были пещеры, где укрывались различные недобропорядочные граждане, поэтому район Котлов считался довольно криминальным местом. 

Ну а третий сюжет, сказавшийся на развитии территории, — это строительство канала Москва — Волга и всей сопутствующей инфраструктуры в 30-х годах прошлого века: шлюзов, плотин и гидроузла. 

— Строили канал заключенные Дмитровского исправительно-трудового лагеря, — поясняет Жураковская. — На территории района Нагатинский Затон располагалось несколько лаг-пунктов. Условия, в которых жили и работали заключенные, были очень тяжелыми, поэтому многие из них погибли. Здесь осталось много захоронений с того времени. Впоследствии вся эта инфраструктура перешла Московскому судостроительному заводу, выкупившему активы Перервинского гидроузла. И состав жителей сместился в сторону рабочих. Квартиры в районе получали как работники судостроительного завода, так и ЗИЛа, располагавшегося неподалеку, через речку.

— Следующее наслоение возникает в 70-е годы прошлого века, когда расселяют московские коммуналки в центре, — говорит Полина. — Очень многие жители получают жилье в Нагатине. С этим связаны забавные воспоминания жителей о том, как «центровые» хвастались перед местными ребятами джинсами и жвачкой. В качестве протеста местные переоделись в телогрейки и валенки. Так в районе появилась новая мода, которую со временем подхватили и «понаехавшие» мажоры. 

Брачные венцы начала XIX века.

Для того чтобы собрать фотографии и личные вещи жителей, краеведы устроили несколько больших встреч в библиотеке, заповеднике «Коломенское» и галерее «На Каширке». Так экспозиция обогатилась кольями для посадки капусты, доставшимися потомкам от крестьянских предков, инструментами, созданными кузнецами деревни Дьяково, головными уборами коломенских невест и многими другими милыми сердцу реликвиями, которые нагатинцы бережно хранят. 

Наборы для ухода за ногтями и волосами начала XX века. Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

К примеру, квартира местного жителя Дмитрия Вистини в нагатинском «доме-парусе» украшена специфическими артефактами: старыми билетами в музей «Коломенское», черно-белыми фотографиями и дореволюционными монетами, которые он нашел здесь же. В 60-х годах семья Дмитрия жила в бараке, а потом переехала в пятиэтажку на Якорной улице близ деревни Нагатино. Деревню вскоре начали расселять. Дмитрий с друзьями залезал в дома под снос, где было оставлено много вещей: книги, игрушки, мебель, радиодетали и старые иконы. 

Литой медный нательный крест на шелковой ленте из села Дьяково, изготовленный в XIX веке.

К слову, многие дети местных сел были крещены и через бабушек имели представление о религиозных обрядах и праздниках. Поэтому иконы и лампадки в домах не были редкостью. Впоследствии традиционные верования соединились с новой коммунистической этикой. Местная жительница Татьяна Галицкая вспоминает, как пропустила по болезни подготовку к празднованию дня рождения Ленина и на вопрос воспитателя: «Дети, а какой скоро праздник? » — уверенно ответила: «Пасха». А другая жительница, Нина Пухова, по случаю приема в пионеры надела белые гольфы и красный галстук, а позже в этом же наряде пришла в церковь Казанской Божией Матери на пасхальную службу. 

Изразец-городок печной рельефный из Московской губернии конца XIX — начала XX века.

Отличительная черта современных нагатинцев — глубокий интерес к своей истории. Жители занимаются краеведением, составляют pодословные, коллекционируют предметы старины. Например, Taтьяна Галицкая реконструирует свою родословной вплоть до 1570 года, Андрей Дворников изучает историю строительства заключенными канала Москва — Волга, а Олег Мишин собирает предметы, связанные с повседневной жизнью района. У него дома целая коллекция противогазов и ампул, найденных в детстве на территории ЦНИИХМ — секретного Научно-исследовательского института химии и механики. В школьном возрасте Олег с приятелями любил лазить через забор предприятия в поисках «сокровищ». Частью из них он поделился с кураторами выставки. Увидеть уникальные коллекции жителей, археологические находки, фотографии старых деревенских улиц и советской жилой застройки из семейных архивов можно в Музее Москвы вплоть до 24 февраля.

 

СПРАВКА

Территория музея-заповедника «Коломенское» включает целый комплекс уникальных архитектурных объектов, среди которых — храм Вознесения Господня 1532 года постройки, включенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, и собранные в северных регионах и Сибири памятники деревянного зодчества. Именно музей-заповедник предоставил большую часть экспонатов, которые сейчас доступны москвичам на выставке. 

 

КСТАТИ

«Москва без окраин» — проект Музея Москвы, посвященный локальной идентичности городских районов. Героем каждого выставочного сезона выбирается один из районов Москвы, изучением и репрезентацией которого команда музея занимает- ся вместе с местными жителями, экспертами и художниками. В итоге на основе проведенных исследований в Музее Москвы у районов появляется свое «представительство» — локация, напоминающая туристическое бюро.

ФАКТ 

В экспозицию «Москва без окраин» вошли археологические находки из Дьякова городища, одного из древнейших поселений на территории современной Москвы, и фрагменты белокаменного декора церкви Вознесения. Там же гости выставки могут увидеть бытовые предметы и фотографии жителей расселенных сел и деревень: Коломенского, Садовников, Дьяковского и Нагатина. 

Новости партнеров