Экспозиция, собранная по крупицам воспоминаний
В Музее Москвы открылась выставка из цикла «Москва без окраин», посвященная районам Нагатино-Садовники и Нагатинский Затон. Корреспонденты «Южных горизонтов» в числе первых осмотрели экспозицию.
К проекту «Москва без окраин» социологи, культурологи и краеведы всегда подключают местных жителей, без которых невозможно сложить отдельные пазлы информации в целостную картинку. Так получилось и в этот раз. Если благодаря экспертам удалось воссоздать историю района, то местные жители обогатили эту историю своими воспоминаниями.
Так, по словам одного из кураторов выставки, Полины Жураковской, изначально Нагатино было деревенским. Его уклад формировали села, образовавшиеся вокруг трех церквей: храма Казанской иконы Божией Матери, церкви Вознесения Господня и храма Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове. И это оказало влияние на традиции жителей, соблюдавших все церковные праздники, как до революции, так и после.
— Кроме этого, на характер места повлияла и его промышленная часть: кирпичные заводы и фармацевтический завод «Феррейн», располагавшийся в районе деревни Котлы, — рассказывает куратор. — Близ кирпичного производства были пещеры, где укрывались различные недобропорядочные граждане, поэтому район Котлов считался довольно криминальным местом.
Ну а третий сюжет, сказавшийся на развитии территории, — это строительство канала Москва — Волга и всей сопутствующей инфраструктуры в 30-х годах прошлого века: шлюзов, плотин и гидроузла.
— Строили канал заключенные Дмитровского исправительно-трудового лагеря, — поясняет Жураковская. — На территории района Нагатинский Затон располагалось несколько лаг-пунктов. Условия, в которых жили и работали заключенные, были очень тяжелыми, поэтому многие из них погибли. Здесь осталось много захоронений с того времени. Впоследствии вся эта инфраструктура перешла Московскому судостроительному заводу, выкупившему активы Перервинского гидроузла. И состав жителей сместился в сторону рабочих. Квартиры в районе получали как работники судостроительного завода, так и ЗИЛа, располагавшегося неподалеку, через речку.
— Следующее наслоение возникает в 70-е годы прошлого века, когда расселяют московские коммуналки в центре, — говорит Полина. — Очень многие жители получают жилье в Нагатине. С этим связаны забавные воспоминания жителей о том, как «центровые» хвастались перед местными ребятами джинсами и жвачкой. В качестве протеста местные переоделись в телогрейки и валенки. Так в районе появилась новая мода, которую со временем подхватили и «понаехавшие» мажоры.
Для того чтобы собрать фотографии и личные вещи жителей, краеведы устроили несколько больших встреч в библиотеке, заповеднике «Коломенское» и галерее «На Каширке». Так экспозиция обогатилась кольями для посадки капусты, доставшимися потомкам от крестьянских предков, инструментами, созданными кузнецами деревни Дьяково, головными уборами коломенских невест и многими другими милыми сердцу реликвиями, которые нагатинцы бережно хранят.
К примеру, квартира местного жителя Дмитрия Вистини в нагатинском «доме-парусе» украшена специфическими артефактами: старыми билетами в музей «Коломенское», черно-белыми фотографиями и дореволюционными монетами, которые он нашел здесь же. В 60-х годах семья Дмитрия жила в бараке, а потом переехала в пятиэтажку на Якорной улице близ деревни Нагатино. Деревню вскоре начали расселять. Дмитрий с друзьями залезал в дома под снос, где было оставлено много вещей: книги, игрушки, мебель, радиодетали и старые иконы.
К слову, многие дети местных сел были крещены и через бабушек имели представление о религиозных обрядах и праздниках. Поэтому иконы и лампадки в домах не были редкостью. Впоследствии традиционные верования соединились с новой коммунистической этикой. Местная жительница Татьяна Галицкая вспоминает, как пропустила по болезни подготовку к празднованию дня рождения Ленина и на вопрос воспитателя: «Дети, а какой скоро праздник? » — уверенно ответила: «Пасха». А другая жительница, Нина Пухова, по случаю приема в пионеры надела белые гольфы и красный галстук, а позже в этом же наряде пришла в церковь Казанской Божией Матери на пасхальную службу.
Отличительная черта современных нагатинцев — глубокий интерес к своей истории. Жители занимаются краеведением, составляют pодословные, коллекционируют предметы старины. Например, Taтьяна Галицкая реконструирует свою родословной вплоть до 1570 года, Андрей Дворников изучает историю строительства заключенными канала Москва — Волга, а Олег Мишин собирает предметы, связанные с повседневной жизнью района. У него дома целая коллекция противогазов и ампул, найденных в детстве на территории ЦНИИХМ — секретного Научно-исследовательского института химии и механики. В школьном возрасте Олег с приятелями любил лазить через забор предприятия в поисках «сокровищ». Частью из них он поделился с кураторами выставки. Увидеть уникальные коллекции жителей, археологические находки, фотографии старых деревенских улиц и советской жилой застройки из семейных архивов можно в Музее Москвы вплоть до 24 февраля.
СПРАВКА
Территория музея-заповедника «Коломенское» включает целый комплекс уникальных архитектурных объектов, среди которых — храм Вознесения Господня 1532 года постройки, включенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, и собранные в северных регионах и Сибири памятники деревянного зодчества. Именно музей-заповедник предоставил большую часть экспонатов, которые сейчас доступны москвичам на выставке.
КСТАТИ
«Москва без окраин» — проект Музея Москвы, посвященный локальной идентичности городских районов. Героем каждого выставочного сезона выбирается один из районов Москвы, изучением и репрезентацией которого команда музея занимает- ся вместе с местными жителями, экспертами и художниками. В итоге на основе проведенных исследований в Музее Москвы у районов появляется свое «представительство» — локация, напоминающая туристическое бюро.
ФАКТ
В экспозицию «Москва без окраин» вошли археологические находки из Дьякова городища, одного из древнейших поселений на территории современной Москвы, и фрагменты белокаменного декора церкви Вознесения. Там же гости выставки могут увидеть бытовые предметы и фотографии жителей расселенных сел и деревень: Коломенского, Садовников, Дьяковского и Нагатина.