Мы за родину пали, но она — спасена

«Стена Памяти» из портретов участников Великой Отечественной войны. Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

В рамках проекта «Равнение на героев» для участников проекта «Московское долголетие» из Орехова-Борисова Южного прошла поездка в парк «Патриот», приуроченная к дате начала контрнаступления под Москвой.

Угол разваленной артиллерийским ударом избы укреплен мешками с песком: здесь фашисты обустроили огневую позицию. Сырая земля окопов превращается в вязкое, труднопроходимое болото, словно стараясь затормозить захватчиков на марше к столице. Противотанковые ежи и самодельные баррикады, срубленные из молодых деревьев, найденных в ближайшей роще, не смогли остановить бронетехнику, и два танка с железными крестами на башнях все-таки прорвали оборону красноармейцев. Сделали они это, правда, на свою беду — прятавшийся за домом танк Т-60 Кантемировской дивизии подбил обе машины неприятеля.

— Перед нами реконструкция боя у деревни Акулово, «Поле Победы», — объясняет экскурсовод Татьяна Малышко. — Именно там 3 декабря 1941 года фашисты предприняли последнюю попытку прорваться к Москве, но она захлебнулась. Потери со стороны вермахта были колоссальны, поэтому командование медлило отдавать приказ о продолжении атак. Благодаря этому Красная армия переломила ситуацию и перешла в контрнаступление.

Погулять здесь можно совершенно спокойно — заглянуть в каждое окно разрушенной избы, прикоснуться к настоящей, найденной на поле боя технике… По словам москвича Евгения Альшанникова, приехавшего на экскурсию, здесь историю можно ощутить на кончиках пальцев. — Такое чувство, что поставил кинохронику на паузу, — говорит он. — Словно командование сказало «стоп» и все моментально закончилось. Очень хорошо сделано, с вниманием к деталям.

Экскурсовод Татьяна Малышко (в центре) с экскурсионной группой проекта «Московское долголетие» из ТЦСО «Орехово» в одном из залов «Дороги Памяти»

Но наибольшее впечатление на экскурсионную группу произвел музейный комплекс «Дорога Памяти». Протяженностью 1418 шагов музей опоясывает территорию парка, окружая его со всех сторон. Каждый шаг символизирует день Великой Отечественной войны, день мужества, жертв и героизма. Своих гостей «Дорога Памяти» встречает ярким, красочным залом, демонстрирующим солнечный летний день. За тяжелыми черными шторами, загораживающими проход дальше, воют сирены, и спокойный, твердый голос Левитана перечисляет советские города, которые подверглись бомбардировке…

— Залы поделены на экспозиции и галереи, — рассказывает Татьяна. — Экспозиции рассказывают о самых важных событиях, аспектах, датах и сражениях за годы войны, а в галереях можно взглянуть на выдержки из дневников, приказов и сводок по конкретным датам. На каждый день можно найти упоминание о подвиге, который совершили солдаты.

Залы следуют один за одним, и в каждом что-то цепляет за душу, выжигается на зрачке и в сердце: вот полевые медики. Из-под потолка льются озвученные строчки из дневника молодого санинструктора, который впервые в жизни осуществил ампутацию. На стенде — сухая, жесткая надпись: «Среднее время жизни полевого врача на поле боя — 40 секунд»... Дальше зал, посвященный военным корреспондентам. Полевая сумка, штатный пистолет, фотокамеры, записные книжки, а рядом — выдержка из характеристики Александра Твардовского, написанная по запросу кем-то из офицеров. От экспозиции, посвященной Дороге жизни, веет холодом. Действительно ли тут снизили температуру, поставив пару холодильных установок, или достаточно одного взгляда на уходящие под ледяную воду грузовики, чтобы замерзнуть? Пройдя еще немного по «Дороге Памяти», можно выйти в галерею, которая рассказывает о промышленности и передовиках, трудившихся на заводах. Все для фронта, все для Победы… В то время как в остальных залах негромко звучат фронтовые песни и марши, здесь с потолка обрушиваются лязг металла, шорох станков и скрип шестерней. Лишь привыкнув к этой какофонии, становится понятно, что механические звуки дополняют друг друга, сливаясь в единую мелодию на мотив «Священной войны» Александрова. — Потрясающий музей, пробирает до мурашек, — поделилась москвичка Наталья Гусликова. — Сколько же внимания потрачено, с какой любовью к истории все сделано.

Выделено здесь место и для обороны Москвы. Экспозиция встречает гостей музея видеокомнатой: темное небо столицы прорезают прожекторы, а ревущие моторами бомбардировщики тщетно пытаются избежать огня зенитных орудий.

— Очень часто в расчетах зенитных орудий служили девушки, — рассказала Татьяна Малышко. — Это была очень непростая и тяжелая работа: автоматически поворачиваться пушки не могли, поэтому делалось это практически вручную. Кстати, аэростаты на позиции выводили тоже представительницы слабого пола: большая часть мужчин уже были на передовой, поэтому ответственность за воздушную оборону города во многом лежала на женских плечах. Здесь же Татьяна обратила внимание на интерактивный стенд — один из тех, что расположены в каждом зале-галерее. С его помощью, вбив в поисковой строке имя, воинскую часть или звание, можно найти ветеранов Великой Отечественной войны.

Скульптура в залах «Дороги Памяти», посвященная советским военным летчикам

Предпоследний зал «Дороги Памяти» — зал Победы. Под потолком алеют знамена армий, на полу, под стеклом, лежат железные кресты на прожженных и рваных знаменах рейха.

На каждой стене экраны транслируют хронику парада — того самого, первого, который объял весь Советский Союз. Здесь есть лишь один-единственный экспонат: орден Победы, лежащий в красной атласной коробочке. Но дальше ждет еще один зал.

В зале Памяти тихо. Урны с алыми гвоздиками, свечи в углублениях стен. На экранах возникают фотографии погибших. Солдаты, партизаны, мирные жители. Родные, близкие, любимые. В центре, окруженные портретами, два счетчика: один показывает, сколько прошло дней с начала войны, а второй — сколько жизней она унесла.

— Сколько бы радости ни принесла Победа, с каким триумфом ее ни встречали бы, она не восполнит горя потери, — сказала Наталья Гусликова. — Спасибо большое каждому, кто трудился здесь, кто составил эти экспозиции. Это не просто музей, а действительная дорога, которая пробивает до слез.

Последней точкой экскурсии стал главный храм Вооруженных сил — Патриарший собор во имя Воскресения Христова. Здесь каждый смог помолиться, помянуть павших, оставить свечу — как за упокой ушедших, так и во здравие тех, кто сейчас продолжает сражаться за Родину.

СПРАВКА

Зал главного храма Вооруженных сил России

Строительство главного храма Вооруженных сил России — патриаршего собора во имя Воскресения Христова — завершилось 9 мая 2020 года, вдень 75-летней годовщины Великой Победы. Значимые даты и цифры скрыты в самих пропорциях храма: например, диаметр башни главного купола храма составляет 19,45 метра, а высота малого купола — 14,18 метра. Храм возвели на благотворительные пожертвования: всего в финансировании строительства приняли участие более 94 тысяч человек. Главной иконой храма стал Спас Нерукотворный — этот уникальный образ написали на деревянных досках орудийного лафета пушки 1710 года.

Новости партнеров