Цветные сны наяву
25 ноября в царицынской библиотеке № 139 открылась яркая, жизнеутверждающая художественная выставка Сергея Новосельцева. Жаль, не для всех его картин хватило места. Только за последние три года своей официальной пенсии, на которую пришлось выйти лишь из-за ухудшения состояния здоровья, художник смог реализовать несколько десятков творческих замыслов.
Ради большей полноты ощущений корреспонденты «ЮГ» отправились к Новосельцеву в его домашнюю мастерскую. Первым не совсем прошеных гостей встретил, как обычно, Ренуар…
— Все ли хорошо, Рени? — по-свойски уточнил Сергей Константинович.
Мягкие ушки едва приподнялись, колечко хвоста замерло вопросительным знаком, только умные глаза несколько минут напряженно излучали почти рентгеновский, пронизывающий поток света. Да, верный пес, друг и главный помощник художника поди знай кому перешагнуть через порог не позволит. Гостеприимный жест хозяина последовал сразу же за дробным цоканьем четырех лап по паркету. Когда Ренуар устремился к своему любимому дивану, стал понятен неожиданный выбор собачьей клички. Стена напротив оказалась сплошь заставлена образцами самой чувственной палитры. — Да, — смеясь, подтвердил Новосельцев нашу догадку, — любовь к импрессионизму у нас обоюдная.
ТАИНСТВЕННЫЕ КАРАКУЛИ
Но собственному творческому осознанию Сергея Константиновича в детстве помог совершенно неожиданный случай. С удовольствием и самоотдачей Сергей учился в математической школе № 91 в центре столицы и даже не подозревал о своем художественном предназначении до 5-го класса. В школьнике в буквальном смысле разглядел талант художника отец его одноклассника, известный реставратор, скульптор, искусствовед Геннадий Сергеевич Гурьев.
— Из-за врожденной глухоты (ни много ни мало 50 процентов), чтобы достойно учиться в такой школе, я вынужденно занимался еще и самообразованием, много читал дополнительной литературы. Вот мое воображение прочно захватили битвы Древней Греции, и нарисованные во время скучных лекций по математике и литературе щиты, копья, луки с моего тетрадного листа очень убедительно полетели к таким же «наскальным» изображениям, выполненным моим соседом, — вспомнил беззаботную пору Сергей Константинович.
Именно эти «каракули» авторитетный эксперт нашел в портфеле своего сына и сравнил их со знаменитыми петроглифами (наскальными символическими знаками — рисунками древних людей. — «ЮГ»). Потом Гурьев познакомился с приятелем сына, попросил продолжения имитаций наскальной живописи. Завязавшаяся между взрослым и ребенком дружба вылилась в совместные походы в художественные музеи.
— В советские годы красочные альбомы с репродукциями известных мировых художников были большим дефицитом. Меня поразили показанные Геннадием Сергеевичем те самые альбомы: с Босхом, Сальвадором Дали, Сера, Гогеном, — вспомнил Сергей Константинович.
Только уговорам поступать в художественную школу он все еще не доверял. Уже учась на физфаке Московского государственного заочного педагогического института, он решился попробовать себя серьезно в живописи.
— В летнем институтском лагере этой затеей меня заразил мальчишка с соседнего художественно-графического факультета, — со смехом признался Сергей Константинович.
Его первый пейзаж (почти с натуры) был написан на крыше трансформаторной будки, втайне от всех.
И только спустя почти год эту работу высоко оценили на организованной на институтском физфаке выставке. Многие студенты-физики отличались разными талантами, но отдельно выделили картину именно Сергея Новосельцева.
ОТ АГИТКИ ДО УТОНЧЕННОГО ИСКУССТВА
— После той картины я наконец-то почувствовал, что просто уже не могу не творить, — не скрыл своих мыслей Сергей Константинович. Чтобы набить руку и получить первичное художественное образование, начинающий художник устроился работать в оформительское бюро ЗИЛа и параллельно записался на всевозможные курсы, не прекращал читать художественные произведения. Два года юноша рисовал агитплакаты. Немало, как ни странно, жизненно ценных знаний почерпнул он и в среде рабочих-художников, иногда откровенно грубых и невыносимых, но честных, откровенных, даже заботливых старших наставников. Возможно, тогда и началась кристаллизация его художественного стиля, замешенного на восприятии окружающей действительности и растущей любви к сочному импрессионизму, литературному сказочному миру. Рост художника Новосельцева продолжился с его поступлением на художественно-графический факультет МГЗПИ, бесценным оказался опыт педагогической работы в различных художественных школах, в том числе в знаменитой 548-й в Южном округе.
— Конечно, в студенческие годы, в свои 22, для учеников я был прежде всего товарищем. Я просто помогал им рисовать, подхватывал с энтузиазмом их всевозможные творческие проекты, например оформление школьных спектаклей декорациями, — не без удовольствия погружался в свое прошлое художник.
Сегодня, разглядывая его живописные полотна, нетрудно представить, какими могли получаться те декорации. Вот, например, от героев картины «Сказки старого кукловода» можно ожидать даже озорства. Кажется или не совсем кажется, что в глубине холста раздается их мелодичный серебряный смех?
Школьное преподавание Новосельцев сразу же стал совмещать с ведением всякого рода кружков, организацией студий с настоящими мольбертами и профессиональной подсветкой, приходилось успевать на пяти работах, на сон оставалось не более трех часов. Вместе с друзьями-коллегами он создавал известную галерею «Крыша», был участником выставок в галереях Арт-модерн и ЦДХ. Но главное, ему всегда искренне хотелось поделиться с учениками своими открытиями фантазийных миров, даже с помощью собственной придуманной сказки. Многие образы и сюжеты рождались как продолжение прочитанных произведений: Булгакова, Шварца, Родари... Впервые собственную студию-мастерскую Новосельцев смог оборудовать в середине 90-х годов прошлого столетия в районе Братеево. На базе новосельцевской студии стали обучаться таланты самых разных возрастов — от 6 лет до зрелых 70– 80. В память об одной из талантливых возрастных учениц Новосельцев написал картину с женщиной-мотыльком.
— Кстати, именно Ренуар из известных художников-импрессионистов мне особенно близок по духу своим крайне трепетным отношением к женщинам, — объяснил свои женские «портреты» Сергей Константинович.
ВИДЕНИЕ МЫСЛЬЮ
Современный период творчества для художника Новосельцева обозначается названием «отблески». С высоты накопленных опыта, мудрости, знаний ему видится самым правильным позволять зрителю самостоятельно «читать» его картины, раскрывать смысл написанного по искрам его многокрасочной души. Новосельцев не задает строгих рамок-граней содержанию работ, каждый при знакомстве с его картинами способен увидеть даже свой выдуманный сюжет, будь то, например, романтичный танец пары молодых музыкантов под сводом огненно-осеннего леса, внезапно подбеленного ранними снежными хлопьями (работа «Сыграем?»), или признание в любви молодой женщины щедрому урожаю яблок (работа «Яблоневый сад»), или диалог живописца со своей картиной-женщиной (работа «Автопортрет»). Интересно, что все образы последних нескольких лет приходят к художнику как сны, через память и мысли. В середине 2000-х ему пришлось отказаться от преподавания в школах, а три года назад навсегда покинуть и братеевскую мастерскую, сегодня ее уже обжили молодые художники. Из-за прогрессирующей болезни Новосельцев практически потерял зрение. Многие увидят в этом событии жестокое испытание судьбы. Однако Сергей Константинович не считает его жестоким, он находит в своем нынешнем состоянии возможность еще больше раскрыть свой внутренний потенциал. Когда внешний мир не отвлекает, проще разглядеть всю гамму красок мира внутреннего. Сегодняшние его полотна собираются из едва видимых им отблесков-линий, приобретая новое красочное звучание. Только в ярком свете электрических ламп, закрепленных прямо на мольберте, он различает эти линии, а угадывать краски художнику помогает самый верный почитатель его таланта и вместе с тем требовательный критик, супруга Лариса. С ее же помощью удалось провести и выставку. По мнению Сергея Новосельцева, в жизни каждого человека, даже, казалось бы, в самых непростых ситуациях обнаруживаются смыслы и возможности, обязывающие его к самореализации.
КСТАТИ
На третьей персональной выставке Сергея Новосельцева представлено 16 его работ, созданных за последние три года. В них превалируют сказочные и фантастические темы. Посетить экспозицию живописца можно до 9 декабря 2023 года по адресу: улица Каспийская, дом 20, корпус 2.
СПРАВКА
Сергей Константинович Новосельцев, член МОСХа, участник более 10 столичных выставок, таких как «Золотая кисть», «Мастер и подмастерье»… За 40 лет педагогического стажа он выпустил около 300 учеников. Среди них есть немало известных людей: преподаватель художественной школы Центра образования «Царицыно» Роман Твердохлебов, успешные дизайнеры Сергей Гаврилов и Евгений Недоборов, вебдизайнер телестудии «Останкино» Дмитрий Мосалов, мультипликатор Александра Галицкова и многие другие. Также Сергей Новосельцев стоял у истоков организации дистанционного обучения в Москве.