Застраховался, а потом передумал

8 декабря. Москвичка Анна Кишне готова заключать страховой договор в «нагрузку» к покупкам. Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

Вы купили новую обувь, а дома поняли, что она вам не нужна или не подходит — вы можете спокойно отнести ее в магазин и вернуть деньги. А можно ли так же «вернуть» деньги при расторжении договора страхования?

— Если страховку вам навязали или нашлось предложение повыгоднее, то договор можно расторгнуть, — рассказывает эксперт по финансовому просвещению ГУ Банка России по Центральному федеральному округу Татьяна Постникова. — Существует так называемый период охлаждения — срок, в течение которого можно отказаться от договора страхования и вернуть денежные средства полностью или их часть. Его продолжительность — не менее 14 календарных дней с даты заключения договора, хотя страховая компания по собственной инициативе может продлить этот срок. Точные сроки указаны в вашем договоре со страховой компанией.

Как пояснила эксперт, период охлаждения действует только в отношении договоров, где страхователем является физическое лицо, и только для добровольных видов страхования, в том числе таких, как страхование жизни, имущества, страхование от несчастных случаев и болезней, страхование средств наземного транспорта, финансовых рисков, добровольное медицинское страхование (ДМС).

— На обязательные виды страхования, например обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО), период охлаждения не распространяется, — уточнила Татьяна Постникова.

Период охлаждения не действует, если вы купили страховку, покрывающую возможные медицинские расходы при путешествии в другую страну, оформили полис «Зеленая карта» или страховку, без которой вас не допустят к работе по профессии — скажем, аудитором или нотариусом. Также период охлаждения не действует при оформлении медицинской страховки иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности.

— Чтобы вернуть деньги, вам необходимо написать заявление об отказе от договора. Если дата начала действия страховки еще не наступила, вам вернут полную стоимость полиса. В остальных случаях из суммы возврата вычтут деньги за каждый день действия полиса. Условия возврата компания обязана указать в договоре или правилах страхования, — рассказала Татьяна Постникова.

К заявлению, по словам эксперта, необходимо приложить копию паспорта, нотариальную доверенность — если заявление подает человек, не являющийся страхователем. А еще — банковские реквизиты для перевода средств на счет (если возврат осуществляется безналичным путем) и квитанцию о его оплате — по требованию компании.

— В тот же день, когда страховщик получает заявление, договор считается расторгнутым и страховка перестает действовать, — рассказала эксперт. — Деньги обязаны вернуть в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения заявления. Заявление может быть подано в офисе компании или направлено дистанционно через сайт или мобильное приложение — все зависит от условий договора. Вы можете получить возврат наличными в кассе офиса или безналичным переводом (в соответствии с условиями договора).

Житель Царицына Алексей Данильченко рассказывает: — Я отказался от полиса КАСКО в дополнение к кредиту на автомобиль, но мне потом повысили ставку по кредиту. Так что отказ от страховки должен быть продуманным.

КСТАТИ

Если страховая компания отказывается возвращать деньги, подайте жалобу на организацию в интернет-приемную Банка России. Дополнительная информация по телефону 8 (800) 300-30-00.

Новости партнеров