Сохранить каждую деталь древнего монастыря

11 января. Искусствовед-исследователь Аглая Козлова показала богато украшенный западный фасад храма-трапезной. Сверху выделяется необычный нарядный щипец. Фото: Екатерина Алексеева, «Вечерняя Москва»

Один из древнейших памятников Даниловского района — Симонов монастырь — готовят к реставрации. Специалисты уже изучили уцелевшие до наших дней постройки обители, уточнив архитектурные и декоративные детали, которые необходимо сохранить.

Первая комплексная реставрация в истории Симонова монастыря начнется с храма-трапезной. Здание построили в XVII веке при царе Федоре Алексеевиче. Государь любил проводить пост в Симоновом монастыре, поэтому здесь у него появились покои. Сегодня в царских палатах расположена администрация. Храм-трапезная — пока единственное здание на территории монастыря, открытое для посетителей.

— Там, где сейчас находится южный придел Тихвинского храма, была палатка, из которой Федор Алексеевич наблюдал за службой и при этом никого из монахов не смущал своим присутствием, — рассказала экскурсовод Елена Смирнова. На крыше здания сохранилась четырехугольная башенка — смотрильня. Ее сделали также для царя, чтобы он в свободное время мог подняться и полюбоваться видами Москвы. Сейчас башенка законсервирована, но реставраторы планируют ее восстановить. Кроме того, храму вернут утраченную главку и приведут в порядок нарядный щипец, который, точно корона, украшает западный фасад трапезной.

— Такая чисто декоративная форма была характерна для восточноевропейской барочной архитектуры, — уточнила искусствовед-исследователь, автор проекта предмета охраны Симонова монастыря Елена Лейтес. — Считается, что в России этот стиль появился благодаря князьям Голицыным.

Западный фасад с арочными окнами также украшен белокаменными колоннами и сложными наличниками с разорванными фронтонами. Наличники XVII века можно найти и внутри здания. Например, в его северной части — в нижнем приделе Всех Святых.

— Это называется фасадный декор в интерьере, теперь он тоже включен в предмет охраны, — пояснила искусствовед-исследователь Аглая Козлова. — Дело в том, что это здание многосоставное. Когда к нему делали какую-то пристройку, элементы, которые были снаружи, оказывались внутри.

АНГЕЛ ХРАНИТЕЛЬ

6 января. Сейчас в трапезной раскрыты 11 живописных фрагментов. Фото: пресс-служба ДКН

Основной объем храма-трапезной изменился в XIX веке, когда к нему пристроили новую трапезную. Внутри просторного помещения, где монахи собирались на обед и ужин, сохранилась масляная живопись. Сейчас там можно рассмотреть 11 фрагментов с сюжетами из Евангелия.

11 января. Помещение трапезной украшает масляная живопись. Фото: Екатерина Алексеева, «Вечерняя Москва»

— В советское время здесь были и предприятия, и общежития, и клуб, и музей, но трапезная оставалась столовой, поэтому роспись здесь более-менее сохранилась, — отметила Елена Смирнова. — А вот в основном помещении одно время стояли гальванические ванны, и едкие испарения нанесли огромный урон интерьерам здания.

11 января. Изображение уцелевшего ангела оформили, как икону. Фото: Наталья Тростьянская, «Вечерняя Москва»

Церковные стены и своды, покрытые белой штукатуркой, раньше тоже были расписными. Слева от входа в храм есть изображение «посеченного» ангела — видимо, после революции 1917 года его пытались сбить киркой. Уцелевший фрагмент сейчас накрыт рамой, как икона.

Симонов монастырь, основанный в XIV веке, сильно пострадал после прихода к власти большевиков. Жизнь советского общества была наполнена новыми смыслами. Территорию монастыря выбрали для строительства первого в Москве Дворца культуры, и на рассвете 21 января 1930 года прогремел взрыв.

В ту ночь от древней обители осталось меньше половины. Разрушили пять из шести храмов, в том числе главный Успенский собор и невероятной красоты пятиярусную колокольню. В свое время она была самой высокой в Москве.

КРАСИВАЯ МЕЧТА

Задача реставраторов — сохранить все, что уцелело до наших дней.

— Нынешний ансамбль Симонова монастыря формируют трапезные, три крепостные башни, часть монастырской стены с воротами и другие строения, которые сейчас находятся в неудовлетворительном состоянии, — подчеркнул руководитель Департамента культурного наследия Москвы Алексей Емельянов. — В рамках выделенных средств на проведение научно-исследовательских работ специалисты скрупулезно изучили особенности построек, чтобы сохранить исторический облик уникального памятника.

Так, к северному фасаду храма-трапезной изначально примыкала галерея. Она опиралась на белокаменные столбы, от которых остались только следы. Но по ним, а также по историческим документам реставраторы смогут воссоздать недостающую галерею.

— Проект реставрации еще предстоит согласовать, но, поскольку архитектура здания относится к разным периодам, есть предложение объединить их, раскрасив фасады так, как это было в XIX веке, — главный инженер проекта реставрации Алексей Ляшко показал архивный фотоснимок, на котором внешние стены храма-трапезной расписаны под алмазную грань.

Определиться с цветовым решением реставраторам помогут подсказки, оставленные на одном из фасадов коллегами, которые работали здесь на протяжении XX века.

— Мы взяли за основу все предыдущие исследования и, опираясь на них, продолжаем исследовать этот сложный объект, — сказала главный архитектор проекта реставрации Елена Киселева. — Сложность не только в том, что надо учитывать соединение всех стилей, которые охватывают XVI, XVII, XVIII, XIX и даже начало XX века, сохранить каждую историческую деталь, но и в том, что надо «оживить», приспособить под современное использование все строения остатков этого монастыря.

Настоятель Тихвинского храма мечтает возродить симоновские песнопения. Концертный и репетиционные залы хотят обустроить во дворце, больше известном как Сушило. В основе здания лежат древние палаты, над которыми позже надстроили еще несколько этажей и приспособили под хозяйственные нужды. Раньше здесь хранили припасы и сушили порох. Реставраторам предстоит восстановить исторический облик здания, привести в порядок помещения с высокими сводами и сделать в них идеальную акустику. — Сохранить архаичность монастыря и при этом наполнить его современными смыслами — задача еще и воспитательная, — добавила Киселева. — Эти стены помнят немало выдающихся людей, истории которых узнают, в том числе будущие поколения.

6 января. В усыпальнице Мусиных-Пушкиных стоит памятник с вазоном. Все это взято под охрану. Фото: пресс-служба ДКН

В интерьерах здания, где сейчас находится воскресная школа, обнаружили каменную надгробную плиту. Специалисты выяснили, что она была установлена на захоронении княжны Ирины — дочери князя Федора Ивановича Мстиславского, который сделал большой вклад в развитие Симонова монастыря. По мнению исследователей, место этой плиты в Тихвинской церкви, куда после уничтожения местного некрополя удалось перенести часть древних захоронений. В отдельном помещении находится семейная усыпальница Мусиных-Пушкиных.

СПАСТИ БАШНЮ

Большая сложная работа предстоит по восстановлению сторожевых башен Симонова монастыря. На протяжении многих веков он защищал Москву от неприятелей. Из трех башен, сохранившихся до наших дней, сильнее всех пострадала башня под названием Дуло. Внутри нее по центру стоит полуразрушенный столб. Когда-то он был стержнем башни, но после войны 1812 года его разобрали. Оставшись без опоры, Дуло затрещало, в XX веке ситуацию усугубила вибрация от дорог и метро.

— Сейчас в первую очередь надо решить вопрос, как остановить образование трещин, — считает почетный реставратор Москвы Наталья Карташова. — Здесь нужен комплексный подход, который включает в себя усиление фундамента и разработку конструктивных решений для создания жесткости.

В отреставрированной башне могут сделать выставочное пространство.

КСТАТИ

Там, где сейчас находится выход со станции метро «Автозаводская», когда-то был Сергиев пруд. Его выкопал преподобный Сергий Радонежский, который нередко останавливался в Симоновом монастыре. Обитель основал его племянник и ученик Феодор.

Новости партнеров