Клык моржа стал скульптурой

30 ноября 2023 года. Начальник отдела «РОСИЗО» Виктория Зубравская на выставке «В ожидании чуда». Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»
30 ноября 2023 года. Начальник отдела «РОСИЗО» Виктория Зубравская на выставке «В ожидании чуда». Готовь сани летом. Санки c плетеным кузовом. Вторая половина XX века. Дерево, лоза, металл, проволока, веревка, фанера; ручная работа, плетение, строгание. Из фондов «Коломенского». Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

Последняя возможность посетить уникальную выставку. До конца января в музее-заповеднике «Коломенское» можно увидеть экспозицию «В ожидании чуда» — совместный проект с музейно-выставочным центром «РОСИЗО». 

Выставка проходит во Дворце царя Алексея Михайловича и посвящена самому холодному, но для многих любимому времени года — русской зиме. Более сотни предметов из собрания «РОСИЗО» объединяет холод, снег и детские воспоминания. 

Народный сюжет
Скульптура «Оленья упряжка», 1966 год. Автор: Иван Сейгутегин. Клык моржа, резьба. Скульптура относится к изделиям Уэленской косторезной мастерской из одноименного села Чукотского автономного округа

По словам куратора выставки Екатерины Ильницкой, с «РОЗИЗО» музей-заповедник сотрудничает впервые. Однако она уверена, что совместный проект удался. К примеру, когда еще посетители музея-заповедника «Коломенское» смогли бы увидеть такие уникальные вещи из фондов выставочного центра, как коллекция фигурок из кости мамонта, моржа и зуба кашалота, созданных мастерами Русского Севера в 80-х годах прошлого века? 

— Эти фигурки представляют собой разные сценки из северной жизни, — рассказывает Ильницкая. — Например, вот чукча едет на оленях, а тут — мама в юрте нянчит малышей. Эти статуэтки очень высокого музейного качества. Монтируя и собирая выставку, мы боялись даже в руки их взять — настолько они тонкие и хрупкие! 

Впрочем, не все экспонаты такие капризные. Есть здесь, к примеру, три двухметровые снежинки, сделанные искусными руками вологодских кружевниц. 

Хитросплетения линий
Скатерть «Кружевница», 1990 год. Автор: Елена Матвеева. Мастер передала все изящество и красоту кружевоплетения, которым славится Вологда. Из фондов «РОСИЗО»

— Эти кружевные снежинки — победители различных конкурсов, — поясняет куратор выставки. — Их часто показывают за стеклом, но мы решили их экспонировать в открытом виде, чтобы посетители смогли оценить фактуру текстиля. По словам искусствоведа Веры Мужевой, кружева — русская традиция, которая пережила многие сложные времена: и революцию, и перестройку и продолжает жить в наше время. На выставке работам вологодских мастериц Елены Матвеевой и Варвары Сибирцевой отведена особая роль. 

— Щиты, на которых закреплены огромные двухметровые кружева, расположены как раз на фоне окон, — поясняет Мужева. — И, когда за окном идет снег, создается ощущение, что из этой огромной снежинки вылетают маленькие, что за окном. 

Снежинки на выставке соседствуют с графическими и живописными работами, посвященными зимним забавам разных времен: есть здесь и каток 30-х годов прошлого века и заснеженные деревни 80-х. В витрине — собрание расписных деревянных шкатулок с сюжетами русских сказок: «Жар-птица», «Иван-царевич и серый волк», «Садко». 

Мама с детенышем
Скульптура «Нерпа с бельком», 1989 год. Автор: Андрей Дикарев. Из фондов «РОСИЗО». Изделие создано с применением резьбы по кости мамонта. Мастер сделал эту скульптуру, будучи в селе Уэлен Чукотского автономного округа

Сегодня такие шкатулки считаются винтажными, а когда-то они были почти в каждом доме. 

К слову, город Палех, откуда пошла традиция лаковой миниатюрной живописи на шкатулках, до революции славился иконописцами. Палехские мастера расписывали Грановитую палату Московского Кремля, храмы Троице-Сергиевой лавры и Новодевичьего монастыря. Но после 1917 года умельцам пришлось искать другую работу. Так появилась Палехская художественная декоративная артель, которая занималась росписью по дереву. Но в изображении лиц и фигур человека как раньше, так и сегодня прослеживается манера изображения иконописных святых. Это стало отличительной чертой палехской лаковой миниатюры, которую можно рассмотреть в сказочных героях, изображенных на шкатулках. 

Эпический кубок
Кубок для кумыса «Олохно», 1972 год. Автор: Терентий Аммосов. Олонхо — древнейшее эпическое искусство якутов. Занимает центральное место в системе фольклора этого народа

— Мы ждали открытия этой выставки очень давно и рады, что экспозиция различных предметов получилась весьма интересной, — уверена Екатерина Ильницкая. 

 

 

 

 

 

КСТАТИ

Во Дворце царя Алексея Михайловича музея-заповедника «Коломенское» проходит выставка «Русский стиль в искусстве в конце XIX — начале XX века». В экспозиции представлены рисунки и мебель Елены Поленовой, работа Виктора Васнецова «Богатыри», картина Николая Рериха «Ростов Великий», керамические изделия Михаила Врубеля и другие предметы. 

Новости партнеров