Хрупкая красота

12 января. Смотритель музея-заповедника «Царицыно» Наталья Черепкова рядом с платьем «Волшебный сад». Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»
12 января. Смотритель музея-заповедника «Царицыно» Наталья Черепкова рядом с платьем «Волшебный сад». Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

В Малом дворце музея заповедника «Царицыно» проходит выставка «Фарфор может все», приуроченная к 280-летию Императорского фарфорового завода. Музей с заводом связывает добрая и давняя дружба, начавшаяся в 2011 году, когда императорский фарфор впервые появился в «Царицыне» на персональной выставке.

Бабушкин сервиз в серванте и любимая чашка для чая — такие образы возникают в голове при упоминании «фарфора». Кажется, ну что еще сделаешь из этой дорогой и капризной материи? Но художница Императорского фарфорового завода Татьяна Чапургина решила разрушить эти стереотипы и доказать, что возможностей у фарфора гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.

Сумка «Красный тюльпан» Вечерняя сумочка из органзы, расшитая бисером и тысячами фарфоровых пайеток. Украшена сумочка изображением цветов — одной из самых главных тем Татьяны Чапургиной в творчестве. Цветочные росписи можно увидеть не только на одежде, но и на вазах и мебели. Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»
Сумка «Красный тюльпан» Вечерняя сумочка из органзы, расшитая бисером и тысячами фарфоровых пайеток. Украшена сумочка изображением цветов — одной из самых главных тем Татьяны Чапургиной в творчестве. Цветочные росписи можно увидеть не только на одежде, но и на вазах и мебели. Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

Как вам, к примеру, фарфоровый пол? На нем в Малом дворце разместился кофейный столик, ножки которого сделаны из фарфора, а на столике — фарфоровая же чашка. Весь уголок выдержан в единой цветовой гамме, несмотря на то что техника исполнения каждого его элемента разная. Так, пол, как пазл, собирался из фарфоровых кусочков. А что скажете насчет шкафа, переднюю часть которого украшает фарфоровое панно?

— Этот шкаф XIX века художница купила и покрасила, — поясняет искусствовед и куратор выставки Ольга Соснина.

— А после этого она занялась созданием эскиза и мозаики из фарфора для передней его стенки.

Ваза «Пионы» Форма вазы — «Антоновка», выполнена в прошлом году. Ваза украшена подглазурной полихромной росписью. На сегодняшний день экспонат хранится в фондах Императорского фарфорового завода. Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»
Ваза «Пионы» Форма вазы — «Антоновка», выполнена в прошлом году. Ваза украшена подглазурной полихромной росписью. На сегодняшний день экспонат хранится в фондах Императорского фарфорового завода. Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

А платья? Да-да, платья, оказывается, тоже можно делать из фарфора! Специально для выставки Чапургина создала коллекцию «Волшебный сад. Времена года». Три года она работала над нарядами, расшивая ткань фарфоровыми кусочками. Работа эта — почти ювелирная: пока тонко раскатанные фарфоровые пласты были сырыми, требовалось не только расписать их, но и аккуратно проделать в каждом минимум четыре отверстия, чтобы после обжига пришить плашки на полотно. Платья, кстати, достаточно легкие — такие вполне можно надеть для выхода в свет.

По словам куратора, идея с платьями возникла из прошлого опыта художницы. Дело в том, что Татьяна Чапургина окончила отделение текстиля Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени В. И. Мухиной и долгое время занималась росписью тканей.

Платье «Каденция. Снежные цветы» Этот наряд привлечет внимание на любом торжественном мероприятии! Он выполнен из органзы, расшитой несколькими тысячами фарфоровых пластин. Пластины украшены подглазурной и надглазурной росписями. Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»
Платье «Каденция. Снежные цветы» Этот наряд привлечет внимание на любом торжественном мероприятии! Он выполнен из органзы, расшитой несколькими тысячами фарфоровых пластин. Пластины украшены подглазурной и надглазурной росписями. Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

— Образование художника по текстилю подсказало ей какие-то идеи, ходы в размышлениях на тему «фарфор-одежда», — поясняет искусствовед Галина Габриэль.

— Все платья она конструирует из тысяч крохотных пластин, прикрепленных к ткани. Одна из самых замечательных вещей в этом цикле — костюм «Синий бог», выполненный по эскизу Льва Бакста к одноименному балету.

Отдельная витрина посвящена аксессуарам из фарфора, среди которых есть как броши, так и декоративные воротники и даже сумочки! Фарфоровые пластинки украшены причудливыми цветами. Интересно, что главная тема всех росписей художницы — это растения.

— Реальные и фантастические цветы декорируют ее вазы, столешницы и мозаики, — поясняет Галина Габриэль.

 — Блестяще владея подглазурной и надглазурной росписью, она часто соединяет обе техники в одной работе. Своеобразным же «знаком качества» в искусстве фарфора традиционно является ваза.

— У Татьяны Чапургиной есть две любимые формы — это «Антоновка», большая округлая ваза с белой поверхностью, и высокая узкая «Карелия», — поделилась куратор выставки Ольга Соснина.

Поскольку ваза — одно из самых крупных фарфоровых изделий, то позволить себе купить ее могут немногие: ее стоимость сопоставима с ценой автомобиля! Музейщики очень берегут вазу, подаренную им художницей 13 лет назад, и… ждут нового подарка — «Антоновку», расписанную цветами. Ее Татьяна обещала оставить в фондах после завершения выставки 17 марта.

КСТАТИ

Пятьдесят процентов глины, двадцать пять процентов кварца и двадцать пять процентов калиевого полевого шпата — это классический состав твердого фарфора. Любые изменения в рецептуре недопустимы. После обжига при температуре 1410 градусов фарфор становится прочными приобретает характерный белый цвет с синим отливом.

Новости партнеров