Колокольный звон плывет над городом

8 января. Участники экспедиции во главе с отцом Романом (пятый справа) изучили устройство звонницы Воскресенского собора в Шуе. Фото: Олег Иванов, «Вечерняя Москва»

В январе 2024 года выпускники Даниловских курсов звонарского мастерства совершили кампанологическую поездку по Костромской, Владимирской и Ивановской областям. Корреспондент «ЮГ» выяснил подробности экспедиции.

Сам термин «кампанология» (образовано от двух слов: от лат. campana  — «колокол», и  греч. logos  — «учение». — «ЮГ») означает научное и музыкальное изучение колоколов. Каждый участник экспедиции запомнил ее по-своему. По словам старшего звонаря Данилова монастыря иеродиакона Романа (Огрызкова), такие поездки уже успели стать традицией.

— В Даниловом монастыре есть курсы звонарского мастерства, — говорит он. — Изучаем эту тематику, углубляемся в нее. И появилась традиция устраивать такие поездки и летом, и зимой. Собирается группа единомышленников, выпускников-энтузиастов, которые хотят узнать чтото большее о звонах в глубинке. Такие поездки, по мнению отца Романа, помогают раскрыть некоторые особенности звонов, увидеть исторические колокола и звонницы.

МОЛОДЫЕ ЗВУЧАТ ИНАЧЕ

9 января. Отец Роман (слева) и отец Александр, настоятель Ильинской церкви в Палехе, на звоннице этого храма. Фото: Олег Иванов, «Вечерняя Москва»

— В этот раз мы поехали в Ивановскую область, — рассказывает отец Роман. — Были в городе Шуе, в котором находится самая большая отдельно стоящая колокольня в Европе. Ее высота составляет 106 метров. С момента постройки в XIX веке она стала символом города, ее изображение использовалось на гербах и печатях многих шуйских мануфактур. Побывали в Суздале, Палехе, Вичуге. Знакомились с духовенством, звонарями и их наборами колоколов и отдельно взятыми экземплярами, образцами литья и тем, как настроены колокольные инструменты.

По словам отца Романа, такие поездки позволяют само му узнать что-то новое, а также поделиться опытом.

— После поездок по храмам и колокольням мы собирались по вечерам, обсуждали увиденное и делились впечатлениями, — объясняет старший звонарь Данилова монастыря. — Еще с XIX века существует классическая схема размещения колоколов, организация звонарского места. Как он управляет набором колоколов. Но имеется много интерпретаций. И всегда очень интересно наблюдать, как они реализуются в регионах. Например, на многих колокольнях Ивановской области большие колокола подвешиваются на специальной раме, прямо рядом с местом звонаря.

Отец Роман уточняет, что особый интерес вызывали сами колокола, а некоторые из них были даже не знакомы кампанологам.

— Мы изучили колокола, относящиеся к XVII веку. Но чаще всего нам встречались более поздние колокола, уже нового литья, — говорит он. — По тембру современные сильно отличаются. У них очень яркий звук. Когда работаешь со старыми, то можно очень тонко формировать композицию. С современными колоколами так не получается.

По словам старшего звонаря Данилова монастыря, уникальным оказался набор колоколов и в городе Шуе.

СКОЛЬЗЯЩИЙ АККОРД

Во время поездки были у ребят и показательные выступления, например концерт в имении драматурга Александра Островского в Щелыкове Костромской области.

— Очень красивое, уединенное место в лесу. Местный храм существует с конца XVII века. По договоренности с настоятелем мы там организовали звоны. Каждый из наших учеников мог себя показать. Это было полезно и местным звонарям, — отмечает отец Роман.

По словам отца Романа, выступать на незнакомых колоколах всегда непросто. А тут еще местный звонарь использовал не совсем привычные приемы.

— Есть у него такая привычка: начиная звон, он берет поддужный (такие миниатюрные колокольчики подвешивали под дугой упряжки почтовой тройки лошадей в  качестве сигнального средства, отсюда и  название.  — «ЮГ»), — рассказывает он. — И им водит по колоколам малого размера. Таким образом извлекает звон, получается интересный, скользящий аккорд. И колокольчики звенят очень задорно, по-особому.

Кафедральный собор Воскресения Христова в Вичуге. Такой завораживающий вид открывается с яруса звона. Фото: Олег Иванов, «Вечерняя Москва»

А вот один из самых необычных храмов, которые посетила группа, находился в городе Вичуге. С этим сооружением связана одна примечательная история.

— У местного и очень богатого купца была дочь, которую он собирался выдавать замуж, но она трагически погибла. Отец был потрясен, и все приданое пожертвовал на строительство храма. Очень необычный собор в стиле модерн, с высоченной колокольней, — говорит отец Роман.

ЦЕЛЫЙ АНСАМБЛЬ

8 января. Участники экспедиции смогли не только побывать в старинных православных храмах, но и окунуться в местный колорит. Так, на центральной площади Суздаля их ждали запряженные сани. Фото: Олег Иванов, «Вечерняя Москва»

Участница поездки Мария Кондратьева хорошо запомнила и другие моменты. — Все поездки у нас получаются очень насыщенными, — объясняет она. — Мы посетили много мест. Были в Суздале, но я туда ездила и раньше. А вот в Шую попала первый раз. Я не знала, что колокольня в этом городе такая высокая. Мы на нее поднялись и увидели набор колоколов. Не каждый храм может себе такой позволить.

Позже Мария узнала и историю строительства этого сооружения.

— Основные благовестники, которые висят в центре, управляются не ногами, а специальными ручными рычагами. Я такого прежде не видела. Рычаги позволяют участвовать сразу нескольким звонарям. В подзвонных колоколах сохранилось два колокола завода Оловянишникова. Остальные были отлиты в Тутаеве. Ранее мне их не доводилось слышать, — отмечает Мария Кондратьева.

А еще, по словам Марии, во время поездки в этот город там проходил фестиваль «Русское Рождество».

— Мы поздно возвращались в гостиницу, были уставшие и замерзшие, — рассказывает Мария Кондратьева. — На колокольне было –30, но звонаря ничем не запугать. А тут на площади стояла сцена, и мы со звонарями-девочками пустились в хоровод.

Село Щелыково, по словам Марии, еще Александр Николаевич Островский называл «маленькой Швей царией».

Зазвонные (справа) и подзвонные (слева) колокола храма Николая Чудотворца в Щелыкове. Фото: Олег Иванов, «Вечерняя Москва»

— Мы поселились в санатории. Повезло, что церковь Николая Чудотворца осталась там нетронутой. Звоны на фоне леса получились восхитительными. Мы пообщались с настоятелем. Он рассказал историю храма, — вспоминает Мария.

Елена Трим в этих поездках не впервой, но в каждой из них она открывает для себя что-то новое.

— На всех колокольнях разные оттяжки — веревки, которые ведут к колоколам, — говорит Елена Трим. — Они расположены на разном расстоянии. Подзвонные колокола всегда управляются правой рукой. Их количество зачастую может меняться. Бывают два, четыре или восемь. И звонить на разных колоколах — всегда очень важно, приобретается опыт. Но особо интересно, конечно, звонить на исторических колокольнях.

10 января. Участница экспедиции Софья Носова исполняет праздничный звон на колокольне храма Николая Чудотворца в Щелыково. Фото: Мария Кондратьева, «Вечерняя Москва»

Самой молодой участницей поездки стала 15-летняя москвичка Софья Носова.

— Когда создавались звоны-импровизации, на них очень влияла природа, люди, — делится впечатлениями москвичка. — От них рождались неповторимые звоны.

КАК ПО НОТАМ

Софья Носова рассказывает, что она недавно окончила курсы и сразу отправилась в путешествие.

— Для того чтобы поступить, не нужно никакого музыкального образования, достаточно большого желания. Все зависит от таланта человека, его внутреннего состояния, — объясняет Носова. — Звонить на самом деле несложно. Но очень многое зависит от самой колокольни, веса колоколов и языков. Если там все удобно настроено, то все получается легко.

Софья уточняет, что звонарь может настраивать только зазвонные колокола, а точнее, подгонять под себя веревки, которыми они управляются. В путешествии Софье интереснее всего было звонить на колокольне в Щелыкове.

— Там современные колокола, — рассказывает Софья Носова. — Но их тембр, набор достаточно интересный. И там хорошо получаются звоны, в которых надо слушать колокола и чувствовать, какой нужен в тот или иной момент.

А вот в той же Шуе, по мнению выпускницы, хорошо прозвучал звон из оперы «Борис Годунов».

— Создавалось впечатление, что колокола переносят именно в эту эпоху, — делится Носова. — Если говорить о традициях, то ростовские звоны, звоны Троице-Сергиевой лавры хорошо описаны и зафиксированы по нотам. Сейчас кто-то записывает для себя звоны в ритмическом рисунке, а другие делают это с помощью нот. А если говорить об импровизации, то это каждый раз что-то новое. Когда импровизирую, слушаю колокола, определяю ритм и динамику.

По словам Носовой, в поездке они довольно много импровизировали в дуэтах. Но главным открытием стал для нее способ извлечения звука с помощью палочек. Ими иногда ударяют звонари церкви в Щелыкове.

В ТЕМУ

С 2010 года в Даниловом монастыре проводится фестиваль «Даниловские колокола». В 2008 году уникальный набор был возвращен из Гарвардского университета в обмен на копии.

КСТАТИ

Колокола в русской традиции обычно делят по размеру и высоте основного тона на три группы: зазвонные (маленькие), подзвонные (средние) и благовестники (большие).Само название «зазвонные» говорит о том, что они «зазывают» слушателя. Ими звонарь управляет правой рукой. Подзвонные колокола обычно прикрепляются при помощи струн к столбику по левую руку от звонаря. Количество подзвонных колоколов в среднем 4–6, хотя встречаются колокольни с богатым набором — по 10– 15 подзвонных.

Новости партнеров