Владимир Шигин: Рассказываю про победы русского оружия

13 октября 2021 года. Владимир Шигин на презентации своих книг. Фото: Андрей Объедков

В издательстве «Вече» вышел шеститомник капитана первого ранга Владимира Шигина, рассказывающий о крупных войнах, в которых участвовала Россия. При этом Шигин долгие годы жил в Южном административном округе и поделился с читателями «ЮГ» творческими планами.

Владимир Виленович, как возникла идея создать такой объемный труд?

Идея написать книгу о «Большой Игре» пришла очень давно, еще в начале 1990-х годов, когда прочитал о походе генерала Скобелева на Геок-Тепе и загорелся. Особенно поразила тогда фраза: «Легли верблюды!» Казалось бы, легли и легли, на самом деле, это была трагедия. Если сверхвыносливые верблюды легли, значит, уже не встанут, значит, кончилась вода и дальше идти по пустыне нельзя… Помню, меня это сильно поразило, так как я открыл для себя, писателя-мариниста, совершенно новый мир — мир покорения Россией среднеазиатских ханств. Это было очень интересно и увлекательно. Потрясающие полководцы, офицеры, солдаты, невероятные походы и победы, открылся целый дотоле мне неизвестный мир. Почти тридцать лет я собирал материалы и готовился. В начале хотел написать роман, затем понял, что в один том уложиться не выйдет, так как слишком много всего набралось. С руководством издательства «Вече» мы все обсудили и решили сразу делать шесть томов под общим заголовком «Большая Игра» — именно так называлось геополитическое стратегическое противостояние России и Англии в Центральной Азии и в Закавказье, а затем и по всеми миру.

Какова главная тема ваших книг?

Море, флот и люди флота. Почему? А потому, что это я знаю лучше всего. Я с детства изучаю историю нашего Военно-морского флота (ВМФ), сам являюсь профессиональным военным моря ком, прошедшим все ступени флотской службы — от матроса до капитана 1-го ранга, поэтому знаю, о чем пишу. К тому же я очень люблю и море, и корабли. А история нашего флота настолько богата выдающимися победами, географическими открытиями, великими именами, что надо несколько жизней, чтобы все описать.

Горжусь тем, что благодаря моим поискам в архивах удалось не только написать несколько книг о забытых катастрофах нашего флота, но и восстановить забытые имена погибших в 50-х годах прошлого века ребят с минного заградителя «Ворошиловск» и подводной лодки С-117. Благодаря моим книгам в Приморье были поставлены два памятника с именами всех погибших. Это считаю одним из главных дел своей жизни. Очень тяжелыми были книги, посвященные гибели атомной подводной лодки К-8 в 1970 году. На ней едва не погиб мой отец. Нелегко далась и книга по атомному подводному крейсеру «Курск». Я писал не столько о самом корабле, сколько о ребятах из его экипажа. Получилась серия новелл о трагически прерванных судьбах.

Почему вы решили стать моряком?

Владимир Шигин в Санкт-Петербурге подписывает книгу экипажу малого артиллерийского корабля Каспийской флотилии «Махачкала». Август 2015 года
Владимир Шигин в Санкт-Петербурге подписывает книгу экипажу малого артиллерийского корабля Каспийской флотилии «Махачкала». Август 2015 года. Фото из личного архива

Моряком я стал неслучайно. Просто не было другого выхода (шучу). В моем роду все мужчины — моряки, начиная с прапрадеда Василия Зайцева — участника обороны Севастополя в в Крымскую войну 1853–1856 годов.

Боцманом был дед Степан Дмитриевич. Дядя и двоюродные братья — капитаны дальнего плавания. Отец — офицер-подводник. Поэтому все было предопределено с детства. Для меня все мужчины де- лились на две категории. Первые, понятные и близкие — моряки. Вторые — все остальные. Но путь на флот был непрост. Вначале я не поступил в военно-морское училище и пошел служить матросом срочную. Только потом снова поступал и прошел конкурс. Офицером служил на Балтийском флоте, особенно богатом старыми флотскими традициями.

В моей судьбе были прекрасные корабли и очень дружные экипажи. Со многими ребятами дружим до сих пор. Затем военная академия и служба в Главном штабе, потом уже редактором в журнале ВМФ «Морской сборник». Не представляю себе другой судьбы. О море и флоте мечтают многие, но претворить эти мечты в жизнь получается не у всех. У меня получилось.

А как у вас появилась любовь к слову? Как стали писать?

Писать пробовал еще в военно-морском училище. Но по-настоящему — уже офицером на корабле. Причем сразу взялся за исторический роман «Чесма», не имея ни малейшего представления, как пишутся романы. Переписывал его от руки 12 раз, но книга получилась. С рукописью под мышкой поехал в Ригу к Валентину Пикулю, и именно он дал мне путевку в писательскую жизнь, сказав, что толк будет. Затем уже были другие книги. Всего на сегодняшний день издано более 150 книг и снято два десятка документальных фильмов.

Вы были жителем Южного округа, поделитесь впечатлениями о нем.

Действительно, я долгое время жил на юге Москвы и сегодня люблю эти улицы с почти родными названиями: Нахимовский проспект, Севастопольский проспект, Балаклавский проезд... Я сам севастополец, и это особенно приятно. Очень люблю Битцевский парк. Когда сыновья были маленькими, мы часто туда ходили. В центре парка был родник, там всегда брали воду. Зимой в парке были отличные лыжные трассы с довольно крутыми горками. Именно там я учил детей стоять на лыжах. А на выезде с Варшавского шоссе на МКАД стояла маленькая старинная фабрика по изготовлению валенок. Там же находился и маленький магазинчик, где они продавались. Валенки были удивительные, какие-то особенно уютные и теплые. Одну пару до сих пор храню как память о тех годах.

ДОСЬЕ

Владимир Виленович Шигин родился 12 марта 1958 года в Севастополе. С 1981 по 1988 год служил на Балтийском флоте замкомандира малого противолодочного корабля и замкомандира дивизиона тральщиков 118-й бригады кораблей ОВР. Участник маневров «Запад-81». С мая 2013 года секретарь Союза писателей России.

Новости партнеров