Колыбельная ветра для Петры

10 марта. На выставке в Дарвиновском музее у расписанного сарафана позируют Анна Коробейникова и ее дочь Петра. Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

И нежная, и добрая, и вместе с тем какая-то таинственная... Выставка под названием «Мама дома. Колыбельные» проходит в Государственном Дарвиновском музее. Корреспонденты «ЮГ» напросились на экскурсию прежде всего ради работ Анны Коробейниковой, жительницы нашего района Коломенское.

То ли птица лесная курлычет, то ли ветер в ковыле заплутал — так завораживающе гостей выставки встречает ее музыкальное оформление. А потом их уже очаровывают замысловатыми узорами экспонаты: домотканые коврики, сарафаны, нательные рубахи. Все они сделаны умелыми руками не просто мастериц, а молодых мам, которые без отрыва от своих деток смогли заниматься творчеством. Такую редкую возможность им подарил единственный в своем роде проект «Мама дома», разработанный художником-дизайнером, многодетной мамой из Архангельска Анной Злотко. Она пригласила всего на две недели одаренных российских женщин с их детьми и даже близкими пожить в старинную деревню Чакола Пинежского района Архангельской области, чтобы те попробовали реализовать себя в окружении дикой живописной природы.

— Специально для этого проекта был отреставрирован большой дом, ему больше 60 лет, но теперь он стал таким чистым, красивым, уютным, — похвасталась куратор выставки.

Серия «Колыбельная для меня из уст Его», работа 1. Картины-видения Анны Коробейниковой выполнены в виде детских пеленок. Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

И вот первые пять художниц (из Архангельска, Петербурга и Москвы) создали свои необыкновенные произведения искусства. Тема была задана очень актуальная — «Материнство и творчество». Как призналась на открытии выставки Анна Злотко, у каждой получилось по-своему, неповторимо и интересно, а чьи-то «изобретения», возможно, кто-то из посетителей экспозиции захочет перенести и в собственный домашний мир. Как раз вот у художницы Анны Коробейниковой получилось одновременно и красивое, и очень практичное изделие.

— В древние времена на севере по традиции детскую люльку накрывали материнским сарафаном. Мамин запах успокаивал младенцев, а ткань огораживала от яркого дневного света или горящей лучины в ночи, — поделилась своими этнографическими знаниями Анна.

Идея ее инсталляции выросла из этого уникального обычая. Ее «материнский сарафан» получился подобен сказочному шатру, под конусом которого уместится не только грудное дитя, но и подросток, а может быть, сразу все дети многодетной матери. Под куполом полотняной конструкции Анна Коробейникова подвесила высушенные букеты трав. Они напоминают о теплом беззаботном лете. А еще — под одной полой сарафана-шатра скрывается динамик, через который доносится слабый шум, во многом напоминающий ветер.

Узор «Нательный оберег». Узор, выполненный художницей Екатериной Чащиной на хлопковой рубахе при помощи техники высокой печати и блоков конструктора LEGO. Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

— Я в точности так же шептала, когда успокаивала свою маленькую дочку Петру перед сном, — объяснила Анна, — тшш-тшш-тшш. Обнимая, укачивая ребенка, каждая мама точно пытается защитить его от вселенского зла. Также и наши незатейливые колыбельные обретают силу магических оберегов.

Между прочим, убаюкивающий эффект от этой инсталляции вполне реальный. В сон клонит, достаточно просто голову под сарафанный подол засунуть.

Древнюю магию, кажется, впитали все работы, представленные на выставке. Что неудивительно, ведь северная природа встретила городских гостей самыми настоящими чудесами.

— Любая лесная прогулка оборачивалась интересными встречами — то с ушастым косым несколькими словами перекинешься, то в лисьи янтарные глаза заглянешь, — вспоминала еще одна московская художница Наталья Гриценко. — А один раз местные жители предостерегли от встречи с медведем, повадившимся лакомиться сладкой лесной малиной. Мне всего лишь пришлось на развилке выбрать тропинку левее.

Анна Коробейникова вспоминает еще один свой визит в Чаколу, зимний.

Серия «Колыбельная для меня из уст Его», работа 2. Свои необычные картины художница Анна Коробейникова рисует
с помощью техники закрытых глаз. Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

— Люблю рисовать с закрытыми глазами, и вот отправилась почертить узоры на сугробах. А когда глаза открыла, остановилась как вкопанная — недалеко от моих художеств свежие следы волка протянулись. Видимо, серый хозяин леса на цыпочках проскользнул, не хотел мне мешать, — задумалась Анна. Несколько лет назад она закончила отделение дизайна «Файн-арт» Британской высшей школы дизайна.

— Главное, чему меня там научили, так это видеть создаваемые образы душой, из глубины себя, — объяснила Коробейникова. С закрытыми глазами она любит рисовать эскизы и на бумаге, а потом самые удачные переносит красками на холсты. На выставке про колыбельные картины Коробейниковой выполнены в виде детских пеленок, которые сушатся на свежим северном ветру и напоминают о вечерних прогулках в далеком архангельском краю. Скоро новые мамы туда отправятся творить.

 

СПРАВКА

Арт-резиденция «Марьин Дом» (дом-музей имени сказительницы Марии Дмитриевны Кривополеновой) в деревне Чакола Пинежского района Архангельской области открылась в июне 2019-го при поддержке Фонда президентских грантов. Ее цель — сохранение и развитие культурных и исторических знаний, традиций Русского Севера, Пинежского района.

Новости партнеров