Небеса мои обетованные

15 марта. Куратор выставки «Кижи. Небесное послание», искусствовед Вера Мужева показывает посетителям резные деревянные кресты, которые были изготовлены на Русском Севере. Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»
15 марта. Куратор выставки «Кижи. Небесное послание», искусствовед Вера Мужева показывает посетителям резные деревянные кресты, которые были изготовлены на Русском Севере. Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

В «Коломенском» открылась выставка «Кижи. Небесное послание». Уникальная экспозиция знакомит гостей с иконами «небес» заонежских часовен из фондов музея-заповедника «Кижи» и произведениями церковного искусства Русского Севера из собрания музея-заповедника «Коломенское».

В четырех залах Дворца царя Алексея Михайловича расположились настоящие сокровища: древние иконы, расшитые мелким бисером ризы, рукописные фолианты и даже фрагменты деревянной архитектуры! Глаза разбегаются от красоты и желания разглядеть все детали, но… обо всем по порядку.

Концепция выставки предполагает путешествие зрителя. Из залов, где представлены шедевры из коллекции «Коломенского», посетители проходят все дальше, погружаясь в культуру необычного региона, и завершают впечатление в последнем зале, где оказываются под утраченными «небесами» Преображенской церкви, построенной в 1714 году.

Чудо Архангела Михаила о Флоре и Лавре. Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

Из коллекции музея-заповедника «Коломенское» представлены иконы северного письма. Такие памятники иконописи дадут возможность представить, как изображали святых и их чудеса, описанные в житиях, на Русском Севере.

Например, это можно увидеть в иконе «Чудо Архангела Михаила о Флоре и Лавре». Киноварь (красный пигмент. — «ЮГ») в ней сочетается с богатством природно-зеленых оттенков, от травяного до изумрудного, а детализация такая, что можно разглядеть детали упряжек коней и все подробности северного ландшафта. Создано произведение было в Архангельской губернии.

— Художественные традиции этих областей отличались самобытностью, — отметила Вера Мужева, сотрудник музея-заповедника «Коломенское», куратор выставки. — Они отражали мировосприятие северного человека, природу. Кроме того, чаще всего работали небольшие артели из народных художников, и только некоторые мастера обучались в крупных центрах. При этом представленная на выставке икона «Чудо Архангела Михаила о Флоре и Лавре» поражает мастерством исполнения — искусно выписанные детали и яркий золотой фон приковывают взгляды

Христос в темнице. Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

посетителей.

Еще представлен необычный вид искусства — церковная деревянная скульптура.

Особенно она была развита в северных регионах. Так, на выставке можно заметить небольшой образ Христа в темнице. Пропорции Спасителя чуть вытянуты, как это часто делалось в иконописи, поскольку цель таких изображений — показать умозрительный облик, а не реальный. Но акцент на выставке сделан на последнем зале. Именно там можно увидеть фотографии утраченных «небес» из Преображенской церкви и узнать историю их исчезновения и воссоздания. «Небеса» — это архитектурный элемент, характерный только для деревянного зодчества Русского Севера. Они представляют собой конструкцию из нескольких сегментов, закрывающую своды храма.

Орел, символ Евангелиста Марк. Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

— «Небеса» состояли из нескольких клиновидных сегментов, которые расписывались по разным традициям: на них изображались праотцы или архангелы, — рассказал научный сотрудник музея-заповедника «Кижи», куратор Борис Москин. Уникальные «небеса» Преображенской церкви, один из важнейших памятников искусства Русского Севера, были утрачены во время Второй мировой войны, когда Заонежье заняли финские войска. Сейчас реставраторы по крупицам собирают сведения — ориентируясь на сохранившиеся черно-белые фотографии, они ведут работу над восстановлением «небес». Но самая большая сложность в этой работе — подбор красочных пигментов. Чтобы конструкция соответствовала утраченным изображениям, нужно использовать темперные краски, которыми когда-то пользовались мастера. А подобрать колорит помогут сохранившиеся элементы росписей из других церквей — тоже фрагменты «небес». В зале представлено несколько

Праотцы Иосиф и Авель. Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

клиновидных икон — на ярко-синем и небесно-голубом фоне изображены архангелы, херувимы, евангелисты, а на центральной иконе, так называемой замковой, можно увидеть необычный вариант Святой Троицы с изображением Бога Отца. Эти иконы стали материалом, на который сейчас опираются художники-реставраторы. Столик реставратора поможет понять, насколько кропотливо ведется работа — на нем разложены выкраски с поисками цвета и инструменты, с помощью которых в ближайшие годы будет восстановлен один из главных шедевров северного зодчества.

Представить, как будут выглядеть восстановленные «небеса» во всем великолепии, несложно — на потолке зала установлен экран с историческими фотографиями, и в воображении сразу предстает картина поразительной росписи, которая восхищала прихожан. Сейчас работа только началась, а займет она несколько лет. Познакомиться с шедеврами Русского Севера можно до 2 июня.

 

СПРАВКА

Музей-заповедник «Кижи» — один из крупнейших в России музеев под открытым небом. Расположен на острове на Онежском озере. Уникальный историко-культурный и природный комплекс является особо ценным объектом культурного наследия народов России. Основа музейного собрания — ансамбль Кижского погоста входит в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Новости партнеров