Гармония и красота простоты

28 марта. Художник Анастасия Медведева показывает свою работу «Цапля. Слушая тишину». Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

В центре искусств «Арткоробка» в рамках ежегодной жанровой выставки «НЕОПЕЙЗАЖ 2024» открылась экспозиция российских художников «Пейзаж | Сад с горчичное зерно». Ее организаторы, арт-проект «Квартира-10» и творческое объединение «Очарованные Поднебесной», предлагают всем желающим заняться собственным расследованием тайн китайской живописи.

«Любование рассветом», «Зеленые горы», «Весна» — от одних названий полотен уже хочется расцветать вместе с просыпающейся за окном природой. Только выставка дарит не просто позитивное настроение, но и глубокую духовную мудрость. В заявленном названии заложена приставка «нео-», художники раскрываются в творчестве через новое видение. У посетителей есть возможность задуматься над образами-символами, заключенными в каждой работе.

— Расцвет китайской культуры пришелся на VII век, совпавший с эпохой Тан, — напомнила на открытии выставки ее куратор и художник Оксана Тищенко. — Так, в императорском окружении чиновники обязаны были владеть и стихосложением, и каллиграфией, и живописным искусством.

Мужской портрет Ван Со. Работа Марии Мордовцевой выполнена в стиле се-и на рисовой бумаге с помощью туши, минеральных красок, акварели и акрила в 2023 году, размер 120х63 см. Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

Оксана предложила отнестись к экспозиции, как к кабинету некоего мудреца, сотворившего его обстановку с помощью туши, рисовой бумаги, кисти и тушечницы. Нигде, кроме Китая, не научились производить необходимые минеральные краски, тушь для китайской живописи подходит только китайского производства, вместе с тем не любая даже китайская рисовая бумага подойдет для написания картины.

— Стиль Гунби (Оксана предлагает повнимательнее рассмотреть «Обитель белых журавлей» Дианы Медведевой) подразумевает создание практически лубочных образов, своего рода прямолинейных.

Перед грозой. Работа Юлии Трушковой выполнена по мотивам
Yang Mingyi в стиле «мокрый пейзаж» в 2023 году. Картина размером 40х40 см написана на тончайшей рисовой бумаге с помощью туши и минеральных красок. Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

Наш экскурсовод рассказала, что выбирающий этот стиль художник должен обладать мастерством оптического смешивания красок. Важно очень тонко накладывать слои, чтобы не выглядели штукатуркой, точно дама с грубо сделанным макияжем. Добиться необходимого эффекта помогает бумага, которая практически не впитывает краску, позволяя ей растекаться. Иные требования диктует работа в стиле се-и. Мастер изначально наносит линии тушью, буквально ловит кончиком кисти свое настроение, а рисунок под его рукой продолжает развиваться самостоятельно. Оксана Тищенко показала несколько примеров. Явно натуральными нам показались кусты на картине «Пейзаж».

Орел. Бесстрашие приводит к победе. Работа Анастасии Медведевой выполнена в стиле се-и в 2021 году на рисовой бумаге минеральными красками и тушью, размер — 188х59 см. Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

— Бумага для такой картины подбирается точно живая, в самых неожиданных местах расплывающаяся от прикосновения кисти. В процессе работы у художника могут сами собой возникать некие туманности и переливы, что вполне подходит для изображения и гор, и водных поверхностей, — объяснила знаток китайской живописи со стажем Оксана Тищенко. Она считает, что у китайских художников априори не бывает ничего раздражающего, эпатажного, неприятного, их искусство — про красоту и гармонию. Даже созерцая какой-нибудь незамысловатый сюжет, можно почерпнуть философские жизненные установки. Таковы картины Анастасии Медведевой, художника со стажем и преподавателя восточной живописи. Свои знания она постоянно пополняет в поездках по Поднебесной. Ее работа под названием «Слушая тишину» кажется не иначе как стоп-кадром, выхватившим реальную природную историю.

— Похожую белую цаплю я видела в Шанхае, путешествуя в туманах, — вспомнила Анастасия. Она пояснила, что образ цапли в окружении лотосов очень любим классиками китайской живописи. Подобная картина, принесенная в подарок, приравнивается к талисману — пожеланию удачи в карьере. Другая, не менее говорящая работа Медведевой с горным орлом грозит домашнему покою.

— Если картину повесить в спальне или в маленькое пространство, сметет все своей энергетикой, даже порвет. Именно этот символ более других впитал в себя сильный импульс «янь», — таинственно сообщила художница. Но она заверила, что в большом рабочем кабинете воинорел придаст его хозяину дополнительных сил, мужества и уверенности. Вот почему в военных китайских ведомствах очень любят развешивать орлиные портреты.

Органичным дополнением к картинной галерее выглядит небольшой японский садик бонсай, раскинувшийся в самом центре экспозиции. Керамические кашпо, в которых угнездились крохотные деревья, напоминают о древних скалах. Мох сфагнум, обвивший корни и частично стволы зеленых мини-лиан, будит в воображении картины непроходимых тропических лесов.

— Конечно, идея создания таких композиций возникла во время наблюдений за природой. Но это упрощенная форма бонсай, не требующая многолетнего выращивания, — поделилась опытом Ольга Герасина (по первому образованию она биолог, а по второму — художник). Ее растения не требуют объемных тяжелых вазонов, а с их ростом достаточно просто увеличить моховой ком, который защитит от инфекций и не даст высохнуть корням. Вот так новое творческое видение помогло создать даже целую новую форму жизни.

 

СПРАВКА

Пейзаж, или шаньшуй-хуа (в переводе с китайского означает «горыи воды»), — визитная карточка традиционного китайского искусства.

Новости партнеров