Время белого мотылька

8 августа 2021 года. Художник Анастасия Кайнеанунг рассматривает экспонаты выставки. Фото: Диана Воронкова, «Вечерняя Москва»

Обычно летом все уже устают от жуков, комаров, мошек. Но насекомые в галерее «На Шаболовке» вас только порадуют и даже удивят: до 10 октября здесь проходит выставка «Жуки и гусеницы. Насекомая культура 1920–1940-х».

Выставка рассказывает о многообразных отношениях раннесоветской культуры и насекомого царства. Мелкие незаметные жители огородов, парков, квартир олицетворяли внешних врагов пролетариата, а с 20-х годов— и врага внутреннего, а полезные насекомые — муравьи, пчелы — представляли «друзей человека». Энтомологические коллекции, книги, картины и плакаты с насекомыми на экспозиции выстроены как путешествие по микромирам. Образы раскрываются со стороны советского сюрреализма и модерна, рассказывает Надежда Плунгян, независимый исследователь и куратор выставки.

— Сами по себе насекомые бывают разными: доброжелательными и конфликтными, — поясняет она. — Жуки и мотыльки являлись метафорой врага и реального вредителя, фантастичным образом и пространством избегания.

На выставке — и история постановки пьесы Владимира Маяковского «Клоп», и иллюстрации «Мухи-Цокотухи» Корнея Чуковского, и ксилографии Фаворского к повести Гоголя, гигиенические плакаты и газетные передовицы 1930-х, карикатурно обличающие врагов. Насекомые нашли отражение и в творчестве поэтов Объединения реального искусства начала XX века.

— Обэриуты, члены этого объединения, стремились смотреть на мир «голыми глазами» и познавать его через алогические смысловые связи между предметами, чтобы понять, каков этот мир в своем первозданном виде, — рассказывает художник и филолог Анастасия Кайнеанунг.

«Гигиеническая агитация» — плакат 1920 года «Где вошь, там тиф и смерть» Н. Первухина

На лекции, которая прошла в рамках выставки, она рассказала об образах насекомых в творчестве представителей этого направления. Его представители были людьми, интересующимися темой познания мира и смерти, которую ассоциировали с образом насекомых.

— В поле зрения обэриутов постоянно врываются полчища насекомых, — рассказывает она, демонстрируя подсчеты — кто из них и сколько раз встречается в стихотворениях Александра Введенского, и поясняя: с образами многоногих крылатых существ у поэтов ассоциировались темы познания мира и смерти, символика хода времени.

Тема кажется устрашающей, однако в этом ужасе нельзя не заметить уникальную красоту, поэтизм и отголоски чего-то таинственного и мистического.

— У меня дома очень большая библиотека, я с детства читал Даниила Хармса, — рассказывает посетитель Александр Греднев. — Мне нравится творчество Николая Олейникова, Константина Вагинова, потому я и пришел сюда, чтобы узнать о неочевидных метафорах в их творчестве.

КСТАТИ

26 августа состоится экскурсия по выставке. Сотрудники галереи расскажут, как насекомые «заползали» в советскую мифологию и культуру, прочно обосновывались на антиплакатах и в песнях в роли «вредителей» и «друзей человека».

Новости партнеров