Анатолий Выборный: Для меня счастье — наслаждаться плодами своих добрых дел

30 апреля 2016. Анатолий Выборный, депутат Госдумы, член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции

Депутат Государственной думы, член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции в гостях у «Южных горизонтов»

Как проходил суд по делу о задолженности украинской компании Юлии Тимошенко, существует ли в России гражданское общество и действует ли у нас общественный контроль. Об этом «Южным горизонтам» рассказал депутат Государственной думы Анатолий Выборный.

Здравствуйте, Анатолий Борисович. Расскажите, пожалуйста, почему вы решили пойти служить в армию? Это как-то связано с семейными традициями?

Я вырос на рассказах деда о войне, который в Великую Отечественную служил в разведке; на рассказах отца, который проходил срочную службу на Сахалине; а мой любимый учитель был отставным морским офицером. Часто зачитывался книгами о военных подвигах нашего народа. Героями моего поколения были Валя Котик, Александр Матросов, Алексей Маресьев. Кстати, в 5-м классе, когда писал сочинение об Александре Матросове, я без сомнения подчеркнул, что точно так же, как и герой сочинения, закрыл бы дот врага своим телом, чтобы боевые друзья смогли выполнить боевую задачу.

Когда пришло мое время, я побежал в военкомат и попросил призвать меня в армию. Армия для меня была и остается образцом мужества, справедливости и служения долгу. С тех пор я всегда служу своему государству и защищаю людей. Это мое призвание.

Вы работали следователем по особо важным делам, прокурором. Какое дело для вас было самым сложным?

Сложных дел было много. Расскажу об одном, которое касается погашения задолженности украинской компании Юлии Тимошенко перед Министерством обороны России и Газпромом. По контрактам 1993–1995 годов компания Юлии Тимошенко не выполнила ни одного из своих обязательств, общая сумма задолженности составила около 1 миллиарда долларов.

С украинской стороны допускались разные провокации и уловки, доходило до прямых угроз и шантажа.

Было непросто. А со стороны украинского правосудия — хозяйственного суда Днепропетровска — допускались грубейшие нарушения процессуального законодательства. В частности, был грубо нарушен принцип непрерывности отправления правосудия.

Удалившись в совещательную комнату для вынесения решения, судья без объяснения причин вдруг потребовал от нас освободить зал судебного заседания, а затем тут же приступил рассматривать другое дело.

Ваша деятельность в государственных органах власти тесно связана с противодействием коррупции. Много сломано копий об эту «каменную» стену. Но... увы. Кто, по-вашему, в нашей стране заинтересован в том, чтобы это зло оставалось непобедимым? Во всяком случае, пока?

Тот, кто сам коррумпирован. Кроме того, нашим зарубежным партнерам очень выгодно представлять Россию страной тотальной коррупции. Так легче вводить против нас разные санкции, давить на нас, проталкивая собственные интересы.

А что коррупция является каменной, непрошибаемой стеной — это миф. Искоренить ее полностью, возможно, не удастся, потому что в основе коррупции лежат человеческие пороки — жадность, алчность, эгоизм, бесчестие. Но существенно уменьшить коррупцию в стране, сделать так, чтобы она перестала угрожать нашей национальной безопасности, перестала мешать людям нормально жить и трудиться, — это вполне возможно. Сегодня для этого у нас есть все условия: воля, мощное антикоррупционное законодательство, исполнительные антикоррупционные механизмы и поддержка народа.

Сегодня слышны разговоры о том, что в России не может сформироваться полноценное гражданское общество: россиянам якобы на ментальном уровне не свойственна свобода, потому что мы, мол, всегда жили с «царем», который «рассудит». Как вы к этому относитесь? И что, по-вашему, нужно сделать, чтобы механизмы общественного контроля заработали в полную силу?

Если бы россиянам не была свойственна свобода, мы бы давно жили под пятой каких-нибудь захватчиков.

Сколько их было — и никому мы не покорились! Так что такие разговоры имеют провокационную цель — принизить прошлое нашего народа и унизить настоящее. Что касается общественного контроля. Давайте посмотрим, что есть сегодня в России.

По всем спорным вопросам проводятся общественные слушания. Есть Общественная палата РФ, общественные палаты во всех регионах. Активно развивается такое подлинно народное движение, как Общероссийский народный фронт. При каждом министерстве, ведомстве действуют общественные советы, в которые входят видные представители общественности, в том числе от оппозиции. Эти механизмы общественного контроля уже работают. И достаточно эффективно. Уверен, что в дальнейшем их влияние в обществе будет только возрастать.

Сегодня мы знаем о многих коррупционных скандалах. Но все это превращается в какое-то тихое «болото» с непонятным концом. А почему, к примеру, не переселить чиновника, отказавшего в законной квартире ветерану Великой Отечественной войны, в халупу, где доживает свой век заслуженный человек? Как вам такой рецепт воспитания порядочности?

Я бы предпочел разобрать не абстрактную ситуацию, а конкретную. И прямо на месте попробовал бы разобраться, кто виноват. И после разбирательств, если чиновник что-то не сделал, то отстранил бы его от должности. А если не сделал, потому что вымогал, но не получил (взятку), — немедленно возбудил бы уголовное дело. Это и есть персональная ответственность за свои дела и поступки, которой многим не хватает.

Недавно нижняя палата парламента отклонила законопроект, вводящий запрет для родственников депутатов Госдумы и Совета Федерации заниматься бизнесом. Почему депутаты пошли на такой шаг?

Потому что это противоречит Конституции РФ. Статья 34-я гласит, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Если бизнес родственников ведется честно и никак не пересекается с обязанностями депутата, то зачем запрещать родственникам парламентариев заниматься бизнесом? Другое дело, что правоохранительные органы, антикоррупционные структуры должны выявлять нечистоплотные схемы, когда бизнес родственников — только прикрытие для депутата или госслужащего. Для этого сейчас созданы все условия, надо только активно использовать предоставленные законом возможности.

Какие проблемы больше всего волнуют жителей Южного округа? Что, по-вашему, надо сделать в первую очередь в округе и в целом по Москве?

Людей в Южном округе волнуют такие же проблемы, как и по всей Москве. Например, в районах Чертаново Центральное и Чертаново Южное нет закрытого ледового катка, бассейна, футбольного поля. Нет и помещений для технических видов спорта. Конечно, нужно решать эти задачи.

И мы этим уже занимаемся.

А в целом по Москве главные проблемы — это эффективность работы правоохранительных органов, цена и качество услуг ЖКХ, высокие цены на товары первой необходимости, притеснение малого и среднего бизнеса. Именно на решении этих проблем — проблем, которые практически в ежедневном режиме мы обсуждаем вместе с горожанами, — и строится моя предвыборная программа.

Обращения москвичей, их жалобы и предложения легли в основу документа, с которым я иду на выборы.

Какое человеческое качество вы считаете наихудшим? Почему?

Гордыня. Если у человека что-то не получается, если ему не хватает знаний — это поправимо. Но вот если человек горд собой, если он даже не осознает, что ему необходимо исправляться, то дело плохо.

Как, по-вашему, выглядит счастье?

Для меня счастье — наслаждаться плодами своих добрых дел.

Новости партнеров