Алексей Немерюк: Современные рынки становятся местом встреч и отдыха

7 апреля 2016 года. Министр правительства столицы, руководитель Департамента торговли и услуг города Москвы Алексей Немерюк, Фото: Пресс-служба Департамента торговли и услуг города Москвы
7 апреля 2016 года. Министр правительства столицы, руководитель Департамента торговли и услуг города Москвы Алексей Немерюк, Фото: Пресс-служба Департамента торговли и услуг города Москвы

Южный округ — лидер в Москве и по развитию малого предпринимательства. Здесь небольшие торговые точки успешно соседствуют с крупными сетевыми организациями, развиваются предприятия общественного питания, появляются новые центры активности. Успешны и рынки на юге Москвы, отметил в интервью министр столичного правительства, руководитель Департамента торговли и услуг Алексей Немерюк.

Быт — парикмахерские, салоны красоты, ателье, мастерские по ремонту обуви, химчистки, прачечные — нужны в каждом округе. На первый взгляд, так часто простому москвичу они не нужны. Но их наличие рядом с домом делает жизнь горожан комфортнее. Алексей Алексеевич, давайте поговорим о том, какую часть в бизнесе занимают предприятия бытового обслуживания?

Стоит начать с общих цифр: всего под предприятия потребительского рынка в Южном округе столицы отведено свыше пяти миллионов квадратных метров различных площадей. На юге нашего мегаполиса ведут свою деятельность более 11 тысяч предприятий торговли и услуг. Бытовым обслуживанием населения занимаются 15 процентов от этого числа предпринимателей. При этом им зачастую не нужны большие площади. В совокупности только 5 процентов всех площадей отдано под эти объекты.

Хорошо, а рестораны и кафе какой процент от этих площадей занимают?

Рестораны и кафе занимают почти 15 процентов отведенных площадей при сравнительно меньшем количестве объектов — около 12 процентов от всего числа. Подавляющее же большинство составляют предприятия розничной торговли.

Можно ли говорить, что для городского юга имеющихся предприятий достаточно? Какой коэффициент их доступности зафиксирован?

Мы вполне можем говорить о том, что предприятий бытового обслуживания и общественного питания хватает на юге Москвы. Судите сами: на тысячу жителей приходится 45 посадочных мест в кафе и ресторанах, более четырех рабочих мест на тысячу человек. Коэффициент доступности этих предприятий рассчитан, и он почти равен 100 процентам.

Но это в целом. А если разобрать по районам? Наверное, не везде предприятия бытового обслуживания или общественного питания распределены равномерно. Где-то их больше, а где-то и не хватает.

Действительно, мы отмечаем переизбыток площадей в одних районах и нехватку в других. Разница особо ощущается между Даниловским районом и Бирюлево Западным. Если в первом случае всех предприятий хватает, то в более отдаленном районе их открытие нужно инициировать среди предпринимателей.

А как дела обстоят с торговыми площадями?

По состоянию на начало года на юге Москвы зафиксированы высокие показатели обеспеченности населения предприятиями торговли. Если говорить о конкретном показателе, то это 975 квадратных метров на тысячу жителей. В целом по округу это почти стопроцентная обеспеченность торговыми предприятиями горожан в Южном округе.

Но ведь, как и в случае с общепитом или предприятиями бытового обслуживания, можно наблюдать неравномерность распределения объектов?

Да, и в пример можно поставить те же районы — Даниловский и Бирюлево Западное. Департамент и префектура стараются компенсировать дефицит торговых точек в ряде районов. К примеру, в настоящее время на Булатниковской улице, 9, работает ярмарка выходного дня на 20 торговых мест.

В качестве компенсации недостатка стационарных торговых площадей префектурой округа прорабатывается вопрос размещения в непосредственной близости от железнодорожной станции Бирюлево Товарная ярмарки региональных сельхозпроизводителей на 20–30 торговых мест. Кроме того, на территории района установлены 14 нестационарных торговых объектов со специализациями: «Печать», «Мороженое», «Цветы», «Бытовые услуги».

3 июня 2017 года. Участники исторического фестиваля «Време на и эпохи» в Коломенском во время реконструкции Куликовской битвы. Фото: Пелагия Замятина
3 июня 2017 года. Участники исторического фестиваля «Време на и эпохи» в Коломенском во время реконструкции Куликовской битвы. Фото: Пелагия Замятина

Алексей Алексеевич, а какие масштабные проекты в сфере торговли и услуг были инициированы в последние годы?

В первую очередь это строительство и последующее открытие крупных торгово-развлекательных комплексов. За последние годы пять таких центров появилось в разных районах столичного юга. Горожанам удобно иметь неподалеку от дома или работы такие объекты. В торговых центрах можно приобрести одежду, бытовую технику, воспользоваться парикмахерскими и другими услугами, отдохнуть всей семьей в выходные в кафе или ресторанчике, сходить с друзьями в кино. В прошлом году появилась новая локация — Даниловский рынок, и его реконструкция и новый формат использования площадей стал хорошим примером для других районов и округов.

Кстати, о Даниловском рынке. Давайте подробнее: что же там пришлось изменить?

Начнем с того, что Даниловский — один из старейших рынков в Москве. В 2016 году там началась первая за историю реконструкция. За внешним преображением своих площадей стали менять и внутренний порядок.

Здесь появились кафе, бары, уютные лавочки, продавцов облачили в единую форму. Попробовать можно самые разные блюда: русской, узбекской, дагестанской и даже австралийской кухни. Вариантов много.

Дальше — больше. Теперь тут проходят и встречи коллекционеров антиквариата, книг, выступают звезды, проводятся кулинарные мастер-классы, устраиваются дискуссии, лекции. Даниловский рынок стал одной из площадок сезонных фестивалей и собственных гастрономических мероприятий. Тут работают детская площадка и кулинарная школа. Хочется отметить, что в целом столичные рынки стремятся к преображению: к открытию собственных лавочек, привлечению рестораторов, созданию уникальных форматов взаимодействия с клиентами.

Не так давно начал меняться и Велозаводский рынок, там открыли рыбный павильон.

2 мая 2017 года. Открытие рыбных рядов на Даниловском рынке. Фото: Владимир Новиков
2 мая 2017 года. Открытие рыбных рядов на Даниловском рынке. Фото: Владимир Новиков

Алексей Алексеевич, а есть ли свободные площади для развития предпринимательских инициатив в Южном округе? Охотно ли идут инвесторы в имеющиеся торгово-развлекательные центры?

Да, инвесторы достаточно охотно занимают свободные площади. К примеру, отмечается тенденция к увеличению физкультурно-спортивных организаций — фитнес-клубов — на площадях действующих торговых центров. Становится устойчивой традиция открытия на площадях крупных торговых объектов детских развлекательных центров. Например, это семейный торгово-развлекательный центр с игровой зоной и батутами, контактным зоопарком, школой танцев и даже детским театром. Он расположен в трех минутах ходьбы от станции метро «Коломенская», на пересечении проспекта Андропова и Нагатинской набережной. В округе появляется сеть развивающих игровых комнат, проектов, нацеленных на обучение детей вождению и разным профессиям. Что касается магазинов, то мы видим смену сетевых структур.

Одни ретейлеры уступают место более успешным конкурентам, рынок сам регулирует эти процессы.

Но свободные площади остаются? Развитие предпринимательской активности продолжится?

При этом, несмотря на подобную активность, во многих торговых комплексах имеется около 15 процентов свободных торговых площадей, также Департаментом имущества города проводится работа по реализации помещений, находящихся в собственности Москвы, которые могут быть использованы для развития малого и среднего бизнеса.

Алексей Алексеевич, давайте поговорим про фестивальное движение. Какие площадки задействованы в округе?

Мы всегда уделяем большое внимание развитию фестивального движения во всех столичных округах, и юг Москвы не исключение.

Каждый сезон жители Южного округа знакомятся с нашими праздниками: встречают Новый год, отмечают Рождество, с нашими артистами принимают участие в интерактивных театральных постановках. Для них проводятся кулинарные и творческие мастерклассы, различные шоу, концерты. В какой-то степени Южному округу повезло даже больше, чем другим. На территории округа сосредоточено большое количество парков, усадеб, где проводятся интересные события. Например, фестиваль исторической реконструкции «Времена и эпохи» собирает тысячи и тысячи горожан, гостей из других городов и стран.

И этот год не станет исключением: реконструкторы уже готовят большую программу. Следующим фестивалем станет «Московская Масленица», и в Коломенском жители юга смогут в полной мере насладиться веселыми проводами зимы, встретить стрельцов, узнать больше про Албазинский острог и покататься с ледяной горки. Старт даем 9 февраля.

Новости партнеров