Такие нужные излишества
На днях исполнился 91 год жительнице Даниловского района, архитектору и поэту Римме Алдониной. Ее карьера зодчего продолжалась почти 45 лет, с 1951 по 2010 год (с перерывами). И основная часть ее профессиональной биографии связана с Южным округом. Среди реализованных проектов Риммы Петровны — дома № 5 и № 8 по Автозаводской улице (1954–1956), планировка нынешних районов Царицыно (1960– 1963) и Нагатино (1970-е годы), кинотеатр «Эльбрус» (1969), реконструкция Дворца культуры ЗИЛ (1966–1976), застройка Нагатинской набережной (1972–1982). Во многих районах (в частности, в Нагатине) встречается «дом Алдониной» — односекционная жилая башня с кирпичными стенами и сборным каркасом, в вариантах с 9, 12, 13 и 14 этажами.
ЗОДЧИЙ НА ПОКОЕ
В последние годы Римма Алдонина уже ничего не проектирует. Но все изменения в районе (а Римма Петровна каждый день обязательно гуляет ) оценивает взглядом профессионального архитектора.
— Мне очень приятно, что благоустраивают народный парк «Кожухово», но некоторые детали вызывают у меня вопросы, — говорит Римма Алдонина. — Например, то, что скамейки сделаны в виде железобетонных полукругов. Не будут ли между их рейками скапливаться снег и грязь? Еще я беспокоилась, поставят ли перила на новых спусках.
Ведь там гуляют в основном или женщины с младенцами, или такие, как я, пожилые люди. А им без перил никак нельзя. Обрадовалась, когда осенью в очередной раз пришла в парк и увидела, что перила всетаки появились.
К современной застройке у Риммы Алдониной сложное отношение. Под окнами ее дома лет десять назад вырос храм Александра Невского в Кожухове. Римма Петровна, человек абсолютно нерелигиозный, вынуждена признать, что «архитектура удачная». Ей жаль, что отказываются от советской «микрорайонной» планировки, при кото-рой по пути в школы и детские сады не нужно было переходить большие дороги, а между домами со временем вырастали целые леса. Зато она радуется тому, какая у нынешних зодчих свобода, в том числе в выборе материалов. Почти вся ее карьера пришлась на десятилетия экономичного типового домостроительства, когда так тяжело было «пробить» хоть сколько-нибудь нестандартный проект.
БЕЗБАШЕННЫЙ СТИЛЬ
Римма Алдонина окончила Московский архитектурный институт в 1951 году. Это был расцвет сталинского монументального классицизма.
— Главный тезис, что архитектура — это «польза, прочность и красота» (формула древнеримского зодчего Витрувия. — «ЮГ»), был незыблем, — вспоминает о годах учебы Римма Петровна. — Без красоты нет архитектуры. Голые коробки — это не здания.
Эпоха закончилась в одночасье — с выходом 4 ноября 1955 года постановления ЦК КПСС и Совета министров «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». В ту осень 27-летняя Римма в составе группы более опытных коллег работала над проектами домов № 5 и № 8 по Автозаводской улице (те, что по обе стороны от бульвара). Заказчиком домов был ЗИЛ.
— Эти пояса с подсолнухами рисовала я, — показывает Римма Петровна на фасад. — К счастью, к моменту выхода постановления стройка была уже в разгаре, так что сильно изменить проект мы бы не успели. Центральная, 12-этажная часть обоих зданий осталась такой, как была задумана, не построили только декоративные башенки. А вот на 10-этажных крыльях пришлось поубавить количество украшений. Но все же там есть архитектурные тяги, карниз, под карнизом небольшие листья.
ВЫГАДАЛА ПЛОЩАДЬ
В 1960 году Римма Алдонина спроектировала квартал на улице Трофимова, на бе-регу реки, который застраивала ТЭЦ-9. И ей удалось добиться отступления от первоначального проекта.
— К этому дому я пристроила угловую секцию, значительно увеличив площадь против первоначально утвержденной, — говорит Римма Петровна, стоя у окна своей комнаты и глядя на восьмиэтажку напротив. — Еще я успела сделать карнизную плиту и поясок под ней. Потом эти карнизные плиты вообще отменили… В новых домах многие участники стройки — и архитектор, и прораб, и каменщики — получили квартиры.
Так в 32 года Римма Алдонина поселилась на улице Трофимова, где и живет до сих пор.
— В Южном округе прошло почти две трети моей жизни, — подсчитывает Римма Петровна. — Так что я вправе считать его родным.
ЦИТАТА
…Пусть, лифтами не балуясь, Жилец в тебе живет.
Но у тебя есть лестница, И крыша есть, и вход.
Ты пол-Москвы практически Заполонить успел, Поскольку стратегически Значение имел. <…> Когда-то жили мамонты, Оставили клыки, Цари дворцы оставили, Купцы — особняки.
Ах, братья архитекторы, И мы не зря живем — От нас в веках останется Пятиэтажный дом...
Римма Алдонина.
Дом, мой дом (1960). Песня для самодеятельного ансамбля архитекторов «Кохинор и Рейсшинка».