Народный артист России Игорь Бутман : Джаз будет популярен всегда!
На этой неделе у всемирно известного артиста — юбилей. 27 октября Игорю Бутману исполнилось 60 лет. Его приехали поздравить американский музыкант, девятикратный лауреат премии «Грэмми» Уинтон Марса - лис и Jazz at Lincoln Center Orchestra. Также юбиляра поздравили Московский джазовый оркестр, Лариса Долина, Валерий Сюткин и Сергей Мазаев, и многие другие известные артисты и музыканты.
ИГРАЕМ НЕ ХУЖЕ ДРУГИХ
Игорь Михайлович, казалось бы, джаз — музыка нишевая, не для всех. Но вы умудряетесь собрать даже Государственный Кремлевский дворец!
А джаз — он разный. Иногда мы слушаем музыку и просто понятия не имеем, что это джаз и есть! Взять, например, многие альбомы Леди Гага. У этой музыки есть и нишевые, как вы говорите, течения, и популярные. Плюс джаз все время развивается. Приходят молодые талантливые парни, начинают импровизировать, делая свою музыку не только виртуозной, но и доступной массовому слушателю для восприятия. И люди восхищаются мелодизмом, новыми ритмическими конструкциями, которые соответствуют времени. Между прочим, сверхпопулярный сейчас рэп тоже произошел из джаза!
Кстати, о рэпе. Как получилось, что все популярные музыкальные течения последнего века — сначала джаз, потом рок-н-ролл, потом рэп — мы переняли у афроамериканцев? Сами, получается, ничего нового придумать уже не в состоянии?
Есть старый анекдот. Крыса спрашивает у морской свинки:
— Почему вас все так любят, продают в зоомагазинах, держат в квартирах, кормят? А нас только ненавидят и травят, хотя мы такие же, как вы, грызуны!
— Понимаешь, крыса, с пиаром у вас не очень!
Успех музыкальных направлений, родившихся в Америке, это во многом пиар. На самом деле тот же джаз — это гигантский синтез музыкальных течений. Ведь США — страна мигрантов. И талантливые негритянские парни, которые изобрели джаз, не вывезли его из Африки, а вплели в свою музыку и еврейские напевы, и французский шансон, и английские, и испанские мотивы. Ну и что с того, что не мы это придумали? Балет тоже не русское изобретение, что не мешает нам быть первыми на планете в этом направлении искусства. Так же как и в классической музыке — а она тоже отнюдь не российских корней. Да и хоккей тоже не наше изобретение, но мы вполне успешно в него играем. Не так уж важно, кто придумал. Главное — чтобы любили и чтобы получалось выступать!
Но есть, наверное, генетическая склонность к той или иной музыке.
Разговоры о том, что у всех афроамериканцев где-то в корнях сидит джаз и у них врожденное чувство импровизации,— это миф. Географические, ментальные привязки не играют роли в процессе становления джазового музыканта. Наша ежедневная речь — это ведь тоже импровизация. Чем выше степень общей образованности человека, его культурный уровень, тем более содержательная и яркая у него речь, богаче словарный запас, вариативность в описание событий и мыслей. Эта формула ораторской состоятельности универсальна и не зависит от места рождения и прописки человека. Умение импровизировать на музыкальном инструменте или голосом вырисовывается в процессе занятий и прослушивания записей, где играют великие мастера джаза. Поэтому в нашей стране с отличным уровнем музыкального образования и традициями талантливым и трудолюбивым детям абсолютно разных возрастов открыта дорога в джазовое искусство. Любой ребенок может научиться импровизировать.
СЛУШАЙТЕ КЛАССИКУ
Значит, джазу можно научиться — как вождению автомобиля? Или с этой музыкой в душе нужно родиться?
Нужны, конечно, и определенные музыкальные способности, и образование. Джазу в нашей стране учат с 1975 года — есть, например, Музыкальное училище эстрадно-джазового искусства РАМ им. Гнесиных. Есть Академия джаза, которую возглавляю я. Есть институты культуры, в которых преподают знаменитые джазовые музыканты — такие как Лариса Долина. Есть школа Леонида Агутина.
У нас в Южном округе есть знаменитая «Джазовая студия Москворечье».
Да, прекрасно знаю это почтенное заведение. Его еще называют Московский колледж импровизационной музыки. Этому колледжу уже больше полувека и, кстати, в последнее время он вышел на совсем другой уровень, потому что преподаватели сумели получить международный опыт и, соответственно, теперь передают его ученикам. Джаз, как видите, остается весьма востребованным музыкальным направлением, идет в массы.
И это несмотря на то, что джаз — музыка довольно непростая...
Да, для ее восприятия часто необходима определенная подготовка. Но ведь для восприятия классики тоже подготовка нужна! Но это не мешает заполняться залам Большого театра, консерваторий и филармоний по всей стране. Или Культурному центру ЗИЛ.
Как неподготовленному слушателю отличить хороший джаз от плохого?
Я бы советовал послушать записи классических джазовых музыкантов, легендарных исполнителей в этом жанре: Эллу Фицджеральд, Каунта Бэйси, Чарли Паркера и Чика Кориа. Этих четырех имен достаточно, чтобы понять многообразие джаза. А потом, проникшись духом и красотой этой музыки, постепенно расширять свою джазовую библиотеку. Джаз — бесконечен!
ДОСЬЕ
Игорь Бутман — советский и российский саксофонист, народный артист РФ, один из самых известных джазменов мира. Арт-директор московских джазовых клубов — «Джаз-клуб Игоря Бутмана на Таганке» и «Джаз-клуб Игоря Бутмана на Полянке». В 1999 году основал Московский джазовый оркестр.