Детская душа жаркого континента

Маргарита в галерее «На Каширке» на открытии своей выставки. Фото: Анатолий Цымбалюк

В галерее «На Каширке» открылась выставка «Все мы родом из Африки». На экспозиции представлены работы молодой художницы из Царицына Маргариты Суляевой — наброски, этюды, картины, видео и фотографии, которые она привезла из своей экспедиции в Танзанию.

С огромного экрана одного из выставочных залов галереи «На Каширке» льется неуемная детская энергия: с беспечной веселостью ребята позируют, стараясь оказаться в центре внимания оператора. А за их спинами учитель терпеливо пишет что-то на английском языке на черной школьной доске.

Это вовсе не перемена, а обычный урок... в далекой Танзании. Видео стало одним из первых, которое художница Маргарита Суляева сняла в Африке, отправившись туда волонтером-учителем.

Здесь, на выставке, представлены живопись, фотографии и литографии, отразившие впечатления Маргариты от ее путешествия. Находясь среди местного населения, изучая его культуру и быт, она попыталась выстроить параллели между своей исторической родиной и нашей общей исторической прародиной, ведь Африку принято считать колыбелью цивилизации: именно отсюда, как считают ученые, семь миллионов лет назад вышел первый предок современного человека.

ПУТЕШЕСТВИЕ В КОЛЫБЕЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Снимки, сделанные художницей Маргаритой Суляевой в Африке: играющие дети

Танзания оказалась одним из немногих вариантов, предложенных сайтом волонтеров, к которому обратилась Маргарита, движимая благими намерениями и профессиональным любопытством. Молодая москвичка вызвала много недоумения и вопросов у таможенников, когда в разгар пандемии коронавирусной инфекции в одиночестве пересекала границу с полным чемоданом кистей и красок.

Два месяца девушка жила в маленькой танзанийской деревне, от которой менее дня пути до Кении, Конго или Мозамбика. Из волонтеров она стала здесь первой русской, вместе с ней работали француженка, голландка и бельгийка. Жили в местных семьях, днем работали в школе, а вечерами совершенствовали знания английского языка в разговорном клубе.

Маргарита, студентка последнего курса художественного вуза, преподавала юным жителям самого жаркого континента планеты математику, биологию, английский язык.

Мужчина за работой

Маргарита собиралась много рисовать, но... Ожидания оказались далеки от реальности. Материалы для творчества, привезенные девушкой из России, а затем докупленные и здесь, —краски и кисти, мелки и бумага — все исчезали безвозвратно. Дети уносили их домой.

— Это не потому, что дети плохие, — объясняет мне Маргарита. — Просто у них так принято. Местные понимают с детства: «Если я не заберу это сейчас, то заберет кто-то другой». В связи с бедностью местное население очень быстро учится обманывать краски и кисти, мелки и бумага — все исчезали безвозвратно. Дети уносили их домой. В связи с бедностью местное население очень быстро учится обманывать и воровать. Показательна история, например, со строительством школьного туалета: многочисленные попытки волонтеров собрать деньги на его возведение заканчивались разворовыванием средств очередным новым прорабом.

Детская обувь у школы, где работала Маргарита

БЛИЗКИЙ КОНТАКТ

Работы Суляевой: центральный лист серии «Мзунгу» — «середина пути», где реальность трансформируется в символы

Однако волонтер не спешила паковать чемодан. Местные продолжали изучать белую девушку, она — их. Маргарита обращает мое внимание на прически на фотографиях и картинах — у всех танзанийцев и в европейской одежде, и в национальной — одинаковые.

— Оказывается, волосы у них растут очень медленно, — объясняет она. Длинные локоны русской гостьи были бесконечным предметом восхищения: их трогали, гладили.

Дни, проведенные у подножия спящего вулкана Килиманджаро, где размещалась коммуна, приносили разные эмоции.

— До поездки мне казалось, что африканцы очень несчастные, поэтому им нужно помогать, — говорит мне Маргарита. — Но оказалось, они счастливы, потому что умеют радоваться простым вещам. У них очень крепкие семейные узы. Дети, с которыми мы провели много времени, потрясающие, любят обниматься, чуть более раскрепощены, чем наши, — это забавно.

С особым интересом Маргарита рассматривала рисунки детей.

— Я восхищаюсь творчеством тех, кто находится за пределами устоявшейся художественной сцены, например детей — за их ясность формы и острый пластический язык — без приукрашивания и попыток понравиться всем, — объясняет девушка.

РАЗНЫЕ И ПОХОЖИЕ

Снимки, сделанные художницей Маргаритой Суляевой в Африке: глинобитный дом

Русская художница, как и другие волонтеры, была для деревенских «мзунгу». В переводе на местный язык — «тот, кто ходит вокруг» или «странник». Именно так Маргарита назвала серию выставочных работ: ведь это слово так точно отражает африканскую культуру через европейское ощущение.

Одно из центральных мест «мзунгу» заняла поездка к, пожалуй, самому известному племени Восточной Африки — к семье масаи (в двух часах езды от места жительства девушки). Полукочевые масаи почти полностью сохранили традиционный уклад.

В семье нового знакомого Маргариты оказались один папА, три мамА и 12 детей. Каждая из жен жила со своими детьми в отдельном доме, построенном ею собственноручно за пару недель из глины и веток. У главы рода был свой дом, где он принимал особо дорогих гостей. Женщины пасут скот, рожают, воспитывают детей. А папА, «держа марку», контролирует семью и занимается с туристами. Обычно без предварительной оплаты представители этого народа отказываются даже фотографироваться с теми, кто приехал сюда в тур. Поскольку быть масаем выгодно, случается, что даже не масаи, переодеваясь, выдают себя за известный коренной народ.

Семья племени масаев

— Главное богатство семьи — коровы, козы, овцы, — рассказывает Маргарита. — Зачастую дети вынуждены пропускать школу, оставаясь на хозяйстве. В свободное время, за неимением игрушек, они всей гурьбой носятся из стороны в сторону за одним-единственным железным обручем. Видимо, поэтому мечта старшего из детей — построить большой дом своим родителям со всеми удобствами и купить братьям и сестрам настоящие игрушки...

О жизни потомков первого человека, следы которого найдены археологами в горячих африканских песках, судить посетителям выставки — до 20 марта на снимки и работы Маргариты Суляевой можно посмотреть своими глазами. Но дети всегда и везде остаются детьми: в центре выставочного зала внутри объемной конструкции-Земли — такие похожие рисунки ребят России и Африки.

Цветная автолитография с бычком — пятый лист серии «Джуманджи», передает чувство тревоги и потенциальной опасности

КСТАТИ

Галерея «На Каширке» (ул. Академика Миллионщикова, 35) была открыта в феврале 1986 года и стала известна благодаря выставкам актуального искусства, проходившим здесь в 1980-е и 1990-е годы. Сейчас галерея работает с художниками разных направлений.

СПРАВКА

Маргарита Суляева — начинающая художница Московской художественной школы, специализирующаяся на примитивизме и арт-брюте. Родилась в Москве в 1996 году, в 2021 году окончила МГАХИ имени Сурикова по специальности художник-график. В 2018 году получила золотую медаль Академии художеств. Одна из любимых техник Суляевой — литография.

Новости партнеров