Змей Горыныч советского рока

20 марта 2022 года. Создатели музея Александр Лебедев (слева) и Георгий Матяш демонстрируют гитары своего музея. Фото: Сергей Шахиджанян

Необычную экспозицию Музея электромузыкального социализма, основу которой составляют электрогитары советской эпохи, представили в Доме культуры «Нагатино» коллекционеры Александр Лебедев и Георгий Матяш.

Энтузиасты музея разыскивают сохранившиеся образцы музыкальной культуры советского периода и бережно восстанавливают их по оригинальным производственным схемам, используя в работе аутентичные детали и материалы.

— Попутно собираем реальные факты и легенды, связанные с историей создания инструментов и их жизнью на сцене, — рассказывает Георгий Матяш. — Все гитары в рабочем состоянии и время от времени попадают в руки профессиональных музыкантов.

Идея создания музея и объединения собраний коллекционеров для проведения выставок возникла после проекта «Музыка-Москва» в 2009 году. Сегодня коллекцию показывают в рамках джазовых вечеров на арт-площадке в Доме культуры «Нагатино». Посмотреть есть на что: в 1960–1980-е годы в Советском Союзе наблюдался подъем массового интереса к музыке. Эстрадная песня, авторская песня, русский рок… При учебных заведениях, предприятиях и клубах как грибы после дождя возникали ансамбли и ВИА. Электрогитара в СССР была дефицитом — но они продавались в магазинах. Их закупали централизованно для домов культуры, школьных ансамблей, и через каждую проходило несколько поколений музыкантов.

Но играть было непросто: эти инструменты не прощали огрехов исполнения. Грифы были неудобные, струны — жесткие. Впрочем, все это не отбивало охоту у исполнителей: они старались модернизировать гитару — заменяли звукосниматели, струны, лады. Каждый музыкант доделывал инструменты «под себя», объясняет Александр Лебедев. Слабым местом житомирской гитары были струны.

— Я их в свое время заменил на более толстые — и инструмент запел! Выпускалась гитара совсем недолго — с 1972 по 1976 год. Тоже большая редкость, — говорит Лебедев.

Многие мэтры современной музыки родом из той самой самодеятельности. Западные или японские инструменты были доступны единицам исполнителей, а большинству приходилось рассчитывать на отечественного производителя.

— В стране активно развивалось не только музыкальное, но и техническое творчество, — отмечает Александр Лебедев. — В журналах «Радио», «Юный техник», «Моделист-конструктор» регулярно печатались рекомендации по изготовлению электрогитары в домашних условиях.

Десятки подвижников пытались создавать свои инструменты, у некоторых высочайшее качество материалов и точность обработки были не хуже, чем у раскрученных «Гибсона» или «Фендера». Почин подхватили музыкальные фабрики СССР: их было около 20, и в разное время они производили около 100 наименований электрогитар.

Гитара с двумя грифами Ереванской экспериментальной фабрики музыкальных инструментов, получившая прозвище «Змей Горыныч»

Первой серийную запустила в производство Московская экспериментальная фабрика музыкальных инструментов, за ней последовали Фабрика народных музыкальных инструментов имени Луначарского в Ленинграде, предприятия МПО «Кавказ» в Ростове-на-Дону... В Армении на Ереванской экспериментальной фабрике музыкальных инструментов делали уникальную гитару с двумя грифами, которую в народе прозвали Змеем Горынычем, и диковинную электромандолину.

Пожалуй, самой культовой во всем многообразии советских электроинструментов стала гитара «Урал», рассказывает Лебедев.

— Ее конструкция разработана на одноименной свердловской фабрике клавишных музыкальных инструментов к 30-летию Победы,— показывает он инструмент. — Гитара получилась оригинальной не только по «начинке», но и по внешнему виду. Несмотря на шуточное название «элегантного средства самообороны», шестиструнные «Уралы» и выпускавшиеся под этим же брендом бас-гитары изготавливались в соответствии с мировыми стандартами. Они и стали самыми массовыми в СССР: продано было более 150 тысяч штук.

У каждой советской модели была своя конструкция и отличительные черты.

— До появления цифровых программ обработки звука я легко определял на слух, чья гитара звучит, — подключается к разговору Андрей Артемов, музыкант и собиратель виниловых пластинок. — Я не соглашусь, что советские гитары звучали плохо, они просто другие. Недаром «Уралы» и «Тоники» присутствуют в самых известных музыкальных коллекциях мира. Есть в музее и необычные инструменты. Вот, к примеру, полуакустическая гитара Житомирской фабрики музыкальных инструментов с корпусом из... алюминия. Лебедев легко берет ее и тут же выдает мощное соло — «старушка» при умелой игре еще может показать класс! А Георгий Матяш подчеркивает: советское прошлое необязательно рассматривать с узкой, идеологической точки зрения. Он и его единомышленники уверены: электромузыкальные инструменты советской эпохи — славная часть нашей истории, достойная сохранения и изучения.

СПРАВКА

Почти все советские электрогитары имели уникальный дизайн. Коллекционеры ищут именно такие оригинальные инструменты. Например, они ведут настоящую охоту за электрогитарой «Урал» 1977 года — модель выпустили к 60-летию Великой Октябрьской социалистической революции.

Новости партнеров