Обитель расскажет историю семьи поэта

14 августа 2022 года Экскурсовод Артем Коростелев у Малого собора Донской обители. Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

В августе Донской монастырь запустил новую экскурсию — «Пушкинский некрополь», — во время которой посетители смогут увидеть захоронения членов семьи Александра Пушкина, могилы его друзей, приятелей, коллег по перу и братьев по мысли.

Удивительно, но некрополь, который уже более ста лет не является действующим кладбищем, не производит гнетущего впечатления. Широкие дорожки, густая зеленая трава и многочисленные скульптуры — в античном и египетском стилях, белого мрамора, изображающие ангелов, плакальщиц, нимф. Напоминает, скорее, своеобразный сад камней.

От входа на некрополь мы сразу свернули к Малому собору. В его пределе был похоронен Лев Пушкин — дед Александра Сергеевича — и первый Пушкин, о чьей судьбе нам рассказал экскурсовод Донского монастыря Артем Коростелев.

— Александр Сергеевич писал: «Дед мой был человек пылкий и жестокий», — говорит он. — По воспоминаниям семьи, первая жена Льва Александровича скончалась, запертая в домашней тюрьме. Таким образом муж наказал ее за измену.

Пушкин назвал этот жест «весьма феодальным».

Артем Коростелев у могилы Сергея Соболевского. Фото: Анатолий Цымбалюк «Вечерняя Москва»

Могилы остальных Пушкиных уже находятся за пределами храма, под открытым небом. Одна из них принадлежит любимой тетушке Пушкина — Анне Львовне. В год ее смерти он написал «Элегию», где не только с нежностью, но и с иронией обратился к ней. Примечательно, что могилы всех, кто упомянут в этой элегии, находятся либо вплотную, либо в нескольких шагах от надгробия Анны Львовны. Интересуюсь:

— А Пушкин сам приходил сюда к кому-нибудь?

— Конечно. Он, безусловно, должен был посещать могилы деда и бабушки, лично присутствовал на похоронах своего дяди, «парнасского отца», Василия Львовича, — отвечает Артем. — Сейчас мы как раз идем к одному интересному надгробию. К этому человеку Пушкин совершенно точно приходил.

Пройдя мимо могил Петра Чаадаева и Владимира Соллогуба, попадаем прямиком к массивному чернорозовому камню, величественно стоящему на высоком постаменте.

— Это могила Александра Петровича Сумарокова.

Пушкин приходил на этот участок в поисках точного места упокоения Александра Петровича: он часто мысленно обращался к Сумарокову и чтил его память, — говорит Артем. — Но эти визиты были больше символическим жестом: во времена жизни Пушкина саму могилу было найти невозможно. Сумароков был похоронен на чужом участке чуть ли не за оградой, но надгробия уже не было — оно разрушилось от времени, так как было деревянным. Надгробие, которое стоит здесь сейчас, — новодел.

Есть среди памятников пушкинского некрополя усыпальницы необыкновенной красоты. Одна из них принадлежит Наталье Петровне Голицыной, которая стала прообразом старой графини из «Пиковой дамы» Пушкина. По легенде, Голицына действительно знала секретную карточную комбинацию и рассказала ее своему внучатому племяннику Сергею Голицыну, чтобы тот смог отыграться. Комбинация сработала и помогла, а Голицын восторженно пересказал эту удивительную мистическую историю своему другу Пушкину.

— Естественно, сходство графини из повести и Голицыной заметили, — отмечает Артем. — Пожилая Наталья Петровна уже долгое время была неотъемлемым «атрибутом» всех светских вечеров. Пушкин же писал: «Моя «Пиковая дама» в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семерку и туза. При дворе нашли сходство между старой графиней и княгиней Натальей Петровной и, кажется, не сердятся».

Новости партнеров