Александр Батурин: Чертаново может быть культурным кластером

Александр Батурин на выставке и его работы. Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

До 11 декабря в крупном торговом комплексе на Кировоградской улице будет проходить выставка «Грани» художника Александра Батурина. Среди экспонатов — множество зарисовок района Чертаново Центральное, в котором автор живет уже 16 лет.

Этим летом Александр Батурин c коллегой Ильей Белоусовым организовал объединение «Художники Чертанова». Работа Александра и его команды известна всему району — причем жители регулярно наблюдают не только ее результат, но и процесс.

Александр, сколько вас, «Художников Чертанова»?

Мы не ведем подсчетов: у нас нет юридического лица, мы не собираем взносов. В выставках в среднем участвуют от 18 до 25 авторов. Но не все из них живут в Чертанове.

Портрет молодого индонезийца написан по фото. Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

Тогда зачем вам такое название?

Слово «Чертаново» невозможно забыть или с чем-то перепутать. В нем есть не только «чертовщина», но и «черта» — один из базовых элементов любой картины. Даже если жители других районов станут преобладать, мы все равно это слово оставим — как напоминание, что все началось именно здесь. А приезжают к нам со всей Москвы, даже из Солнцева.

Ничего себе! А что значит — «к нам»?

Мы все вместе два раза в неделю рисуем портреты. По понедельникам — здесь (в  торговом комплексе, где  проходит выставка. — «ЮГ»), а по четвергам — в библиотеке № 143. Сеанс длится два часа. Люди приезжают со своими материалами — у кого пастель, у кого масло, а мы находим модель. Все это бесплатно, модель тоже не получает денег, но у нее есть право забрать потом любой понравившийся ей рисунок. Для модели это интересный опыт — увидеть себя глазами нескольких очень разных людей, а для художников — очень важная практика: руки должны не забывать ремесло. У нас есть штатив с софитом, мы выставляем свет — все по правилам.

«Осень в Чертаново». Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

И кто вам позирует?

Ну в библиотеке мы уже всех перерисовали по очереди, в торговом центре написали портреты администратора — она такая блондинка яркая… Недавно на мою выставку зашли две девушки смуглые. Оказалось — из Шри-Ланки. Мы: «Ой, какие вы интересные, у нас никогда не было этнических типажей». Одну мы написали, а потом она еще привела парня-земляка.

Вы не первый раз выставляетесь в стенах этого торгового комплекса. Как реагируют посетители?

Все же здесь не та публика, что в Третьяковской галерее… Люди, которые живут в Чертанове, удивлены, что, оказывается, на выставку не обязательно ехать куда-то в центр. Мол, а что, так бывает — вышел из метро, завернул за покупками и оказался среди картин? Некоторые говорят: «Вот эти и эти работы не в моем вкусе, но хорошо, что они тут тоже висят, — есть какой-то выбор». Это очень приятно. Два раза оставляли в книге отзывов запись на непонятном языке. Одна из художниц предположила, что это узбекский — у нее соседи-узбеки, она сфотографировала и им показала. Перевод был такой: «Мы с мамой зашли, посмотрели выставку, потом покушали на фудкорте. Спасибо!» Мы шутим: «Международный успех».

«Преподобенская колокольня Ризоположенского монастыря» — в Суздале, где Александр побывал в августе. Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

У вас много видов Чертанова. Вы пишете с натуры или по памяти?

С натуры. Иногда кидаем клич в общий чат: «Эй, никто не хочет выйти на пруды?» И собирается компания в 3–5 человек.

И как реагируют на человека с мольбертом?

Конечно, более бурно, чем в Суздале, где я недавно был. Но негатива нет. Меня умиляет, когда молодые парочки просят вместе сфотографироваться. Иногда удивляются, зачем я выхожу рисовать на улицу, если не стремлюсь к формальному жизнеподобию и кроны деревьев у меня фиолетовые. Я отвечаю, что натура для меня важна, она вызывает нужные эмоции, но мне хочется чего-то более резкого и позитивного, чем простой реализм.

Вы сами свой стиль как определяете?

Наверное, иногда это импрессионизм, а иногда — экспрессионизм, но не могу назвать себя сторонником того или другого в чистом виде. У меня образование академическое, эта база для меня важна, и, я надеюсь, она прослеживается.

О, вот история. Однажды мы с Ильей Белоусовым — он живет неподалеку — вышли на пруды. А рядом крутились какие-то дядьки маргинального вида. Когда увидели, что мы заканчиваем, попросили разрешения посмотреть. Смотрят Илью — там акварель, реализм. Потом перевели взгляд на мою работу. И один заулыбался и выговорил: «Эт-то уже какой-то... авангард!».

«Вечер на Кировоградских прудах». Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

А не спрашивают, зачем вы рисуете виды обычного спального района? Можно же доехать до Царицына, Коломенского…

Меня притягивают именно урбанистические мотивы. Я даже на пруды прихожу рисовать и встаю так, чтобы за водой открывался вид на дома и улицу, мне ближе индустриальные пейзажи… Необязательно искать красоту в закатах и розах, ее можно увидеть даже в подъезде. Вот эти покрашенные ядреным зеленым цветом стены, пересечение линий пола и лестницы — в этом есть свой ритм.

У вас уже есть картина про подъезд?

Пока нет. А вот вид из своего окна — автобусная остановка и длинная девятиэтажка — я однажды представил на выставке. И одна женщина захотела эту картину купить. Оказывается, в 1970-е она жила в этой самой девятиэтажке и каждое утро, ожидая на остановке автобус, смотрела на свой дом через вот эти деревья... Для меня было важным откровением, что «просто улицы» и «просто дома» — для кого-то не просто улицы и не просто дома. Свой дом на картинке классно увидеть, пусть даже он не самый красивый.

Может, когда-нибудь Чертаново станет модным местом для пленэра?

Пока что мы стремимся, чтобы оно стало настоящим культурным кластером: не только художественным, но и театральным. Мы стараемся привлечь и поэтов, и специалистов по перформансам: если есть хоть малейшая возможность показать на выставке что-то литературное или музыкальное, мы за нее хватаемся и не отпускаем. И посетителей, которые признаются, что сами рисуют, тоже хватаем и спрашиваем: «Почему вы еще не в наших рядах?» Это же такое счастье, когда в огромной Москве ты можешь не тратить час на дорогу и столько же обратно, а чуть ли не в тапках прийти куда-то — и рисовать вместе с профессионалами.

ДОСЬЕ

Александр Батурин родился 15 ноября 1974 года в немецком городе Веймар в семье советского военного. Вырос в городе Ангарск Иркутской области. Окончил Иркутское художественное училище, посещал факультет монументальной живописи Иркутского государственного технического университета. В 2006 году переехал в Москву, в Чертаново Центральное, работает дизайнером полиграфической продукции и рекламы. Одна работа висит в здании районной управы.

ЛЮБОПЫТНО

С 13 декабря по 14 января в том же ТЦ на Кировоградской, в котором сейчас проходит персональная выставка Александра Батурина, начнется выставка «Зимняя надежда». На ней будут представлены работы «Художников Чертанова», причем не только живопись, но и произведения декоративно-прикладного искусства.

Новости партнеров