Актер Театра Луны, заслуженный артист России Михаил Полосухин: Театр — этоживое искусство

18 января 2023 года. В перерывах между репетициями актер Михаил Полосухин с удовольствием читает газеты — как «Вечернюю Москву», так и «Южные горизонты». Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

На этой неделе заслуженный артист России Михаил Полосухин вернулся из гастролей по стране, во время которых показывал свой антрепризный спектакль «С твоей женой был я». Корреспондент «ЮГ» пообщался с актером и расспросил его о творческих планах.

Михаил, вы начинали карьеру в Волгограде, были там весьма популярны. Что же подтолкнуло перебраться в столицу? Жажда славы?

Нет, я за ней никогда не гнался. Просто Новый экспериментальный театр, где я работал, был невыездной. А начались славные 1990-е годы, и в Волгоград начали приезжать с антрепризами. И их актеры рассказывали: «Мы были здесь, мы были там, завтра едем в Таганрог, а потом во Владивосток…» И у меня возникла мысль: «А что же я сижу в Волгограде и не вижу ничего?» А я тоже хотел ездить, хотел менять картинку. А мне уже было 32, 33, 34… И все сижу, сижу, сижу. В итоге возникла идея фикс — поехать в Москву. Это был конец 1990-х. Мне хотелось работы с другими режиссерами, хотелось ездить на гастроли. И вскоре моя мечта сбылась. Должен признаться, получилось даже грандиознее, чем планировал, ведь я смог не только свою страну посмотреть, но и попасть в Египет и Францию, где мы выступали на театральных фестивалях.

Как вы выбирали себе театр в столице? Почему именно Театр Луны?

Смотрел через интернет небольшие театры, не академические. И обязательно выбирал выездные. Театр Луны подходил по всем параметрам. Еще ходил к Беляковичу в Театр на Юго-Западе, но он не проявил ко мне интереса. А у Проханова театр тогда находился в маленьком подвальчике в Козихинском переулке. Он спросил меня: «Поете?» Я ответил, что пою. Тогда Проханов сказал, что завтра будет композитор Журбин, с которым он собирается делать музыкальный спектакль, вот и попробуют меня. После премьеры Проханов мне сказал, что я «взял зал».

Насколько я понимаю, вы рекордсмен в получении премии внутритеатральной «Ромашка»: четыре диплома за лучшую мужскую роль. Причем эта награда присуждается по итогам зрительского голосования. Коллеги не ревнуют?

Есть такое. Но это ревность иного свойства. Ведь бывает так, что вы с коллегой играете одну роль, а зритель выбирает тебя. Но, с другой стороны, эта премия ничего не дает. Это же не «Оскар», после которого у тебя поднимутся гонорары, а потом начнут приглашать везде играть. Премия «Ромашка» — просто утешительная оценка зрителя.

Один из этих призов вы получили за роль Лешего в спектакле «Природный экстрим». Насколько я помню, эта роль практически без слов. Это сложно — играть молча?

Это был дипломный спектакль студентов курса Проханова. А роль изначально была совсем немой. Но у одного студента что-то не получалось, и Проханов попросил: «Миша, помоги!» Я же не откажу художественному руководителю, поэтому напридумывал себе фраз. Я относился к роли как к шутке. А в итоге получил за нее приз.

Вы были диктором на радио. Раньше на дикторов учили, но в профессии не так много тех, кого к этому специально готовили. Как думаете, это естественный процесс?

Нет. Мы сейчас подошли к той точке, когда практически каждый может организовать свое вещание. И в эфир выходят люди, которые хотят что-то рассказать, но совершенно не умеют вести беседу со слушателем. Это больно слушать.

Театр Луны славен тем, что в нем ставят много мюзиклов. И вы регулярно в них участвуете. У вас есть музыкальное образование?

Нет, только природные данные. У меня был интересный опыт участия в «Свадьбе соек» в Большом Московском цирке. Но дальше этого не пошло. Не мое это, все-таки я драматический артист. Я не могу участвовать в музыкальных постановках, где для меня нет возможности творить. Я сам должен рождать роль, сам придумывать, какой будет персонаж. В «Сойках» мне позволяли это делать. Там участвовал еще Борис Поволоцкий, который играл отца соек. И у нас было соревнование, кто напишет лучшее четверостишие для своей роли. Мы этой свободой не злоупотребляли, но и не могли не вставить какую-нибудь импровизацию. Ну и, конечно, не стал продолжать, потому что понимаю — есть люди намного талантливее, которые смогут спеть лучше. Поэтому в мюзиклы больше не иду.

В «Свадьбе соек» вы играли орла. Мне с детства запомнился одноименный прекрасный музыкальный грузинский фильм. Было желание что-то скопировать?

Нет. И у меня даже целая история с этим связана. Шел сотый спектакль «Свадьбы соек», и его пришли посмотреть актеры ансамбля «Иверия», которые, собственно, и снимались в фильме. В этот день как раз играл я и проходил мимо актера, который исполнил роль орла в фильме. Замечаю, что он показывает мне большой палец. Это была для меня самая лучшая похвала. В конце спектакля объявили, что в зале сидят артисты «Иверии», они поднялись на сцену и спели вместе с нами. Очень теплое воспоминание.

Что вам ближе — кино или театр?

Я уже давно не снимался. Кино — это, конечно, деньги, какая-то узнаваемость. Но это до поры до времени: пока кино идет, тебя узнают. Перестают показывать кино — не узнают. А театр — это живое искусство. Я сам недавно сидел в зале нашего театра, смотрел репетицию постановки, в которой не занят. Сидел и плакал, глядя на наших девчонок, они меня тронули. Театр — это живое дыхание.

ПЬЕСА

Антрепризный спектакль «С твоей женой был я» —это искрометная комедия, повествующая об истории маленькой, невинной лжи, за которой последовала целая цепочка событий, которые ставят героев в курьезные ситуации. Заряд веселья обеспечен.

ДОСЬЕ

Михаил Полосухин родился 1 сентября 1966 года в Волгограде. В 1991 году окончил факультет театрального искусства Волгоградского госуниверситета. В 1989–2001 годах служил в волгоградском Новом экспериментальном театре. С сентября 2001 года — в московском Театре Луны. Заслуженный артист России.

Новости партнеров