Наш Мосгормаш снова чемпион!

19 марта 2023 года. Команда «Мосгормаша» (слева направо): Никита Литовкин, Степан Суровенков, Андрей Богданов и Александр Космаков. Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

В прошлые выходные на ВДНХ в павильоне № 55 прошел чемпионат автомобильных моделей «Первый элемент».

...Стоит заглянуть в павильон № 55, как тут же попадаешь в бурный поток посетителей выставки, волонтеров, юных инженеров и их наставников. Сама атмосфера тут такова, что ты ощущаешь скорости нашего времени и живо представляешь себе будущее.

В центре просторного зала построена запутанная гоночная трасса, по которой на большой скорости передвигаются радиоуправляемые машины. Неподалеку от трека находится техническая зона, куда переносят машины, попавшие в аварии и нуждающиеся в быстром ремонте или дозаправке. А над всей зоной возвышается табло с таблицей лидеров, напротив — трибуна, на которой полно друзей участников соревнований, пришедших поддержать своих товарищей, и гостей — людей, увлеченных моделированием.

Ребята, подавшие заявку на состязания, сами спроектировали и создали модель машины в масштабе 1:10. Примечательно, что для участия в чемпионате обязательно использование водородного топливного элемента. Это неспроста: соревнование призвано привлечь внимание общественности к перспективам альтернативных источников энергии — электричества и водорода.

Южный округ Москвы на конкурсе представляли команды технопарка «Мосгормаш» и школы № 1158. По итогам двух дней гонок с большим отрывом выиграл Мосгормаш.

Ребята завоевали на соревновании первый приз. Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

— Для нас это уже не первое соревнование, — рассказал капитан команды-победителя Даниил Колявкин. — До этого наша команда участвовала в трех чемпионатах Москвы, двух чемпионатах России и даже чемпионате мира! Все мы начинали свою карьеру в мастерской Мосгормаша. Я сам пришел сюда в четырнадцать лет, в 2021 году мне предложили поучаствовать в гонках.

И наша команда стабильно занимает призовые места. Машина, представленная на гонках, была собрана еще два года назад — на первый чемпионат. С тех пор ничего нового ребята не собирали, только добавляли улучшения к своему болиду. В сборке и поиске деталей команде помогали наставники. Некоторые запчасти, например, карбоновая дека, были изготовлены на заказ, другие подарены наставниками из личных запасов, а некоторые ребята сделали сами с помощью 3D-принтера.

— Сборка гоночных моделей — дорогое хобби, — рассказывает Даниил Колявкин. — На любительскую машину может уйти до тридцати тысяч рублей, а гоночная модель «Мосгормаша»
стоит больше сотни тысяч!

Самая дорогая часть машины — водородный топливный элемент по цене около трехсот тысяч рублей. Но ребята используют его в модели, поскольку таковы правила чемпионата.

Водородные двигатели — одна из наиболее перспективных альтернатив двигателям внутреннего сгорания и главный конкурент двигателям электрическим.

Принцип его работы интересен. На специальных АЗС автомобиль наполняют сжатым водородом, который поступает в топливный отсек, разделенный на две камеры, одна — с анодом, другая — с катодом. В результате образуются водяной пари электричество, которое питает автомобиль. Такие двигатели экологичнее и долговечнее литиевых батарей электрокаров.

Чемпионат призван не только дать возможность молодым инженерам проявить свои таланты, но и привлечь внимание к перспективе использования водородного топлива. Эту идею организаторы «Первого элемента» хотят продвигать в России.

СПРАВКА

Чемпионат «Первый элемент» — это шестичасовой заезд радиоуправляемых моделей на водородном элементе. Побеждает команда, чья машина проехала больше всего кругов за установленное время.

Новости партнеров