Камера, мотор! Парк «Царицыно» стал съемочной площадкой блокбастера

24 мая 2023 года. Камера готова к съемкам — не хватает только оператора и крика «Мотор!». Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

В музее-заповеднике «Царицыно», неподалеку от Большого дворца, раскинулся солдатский лагерь XIX века. То и дело с поляны доносятся крики «Ура!», «В атаку!». Мелькают золотые эполеты и черные султаны на киверах... Нет, это место не переместилось в прошлое, просто здесь идут съемки продолжения отечественного исторического блокбастера. Название фильма мастера кинематографа пока держат в секрете, что только подогревает интерес и желание у случайных прохожих верно определить фильм.

Павел Бартес (слева) и Владимир Коломыйченко из клуба военно-исторической реконструкции «8-й гренадерский Московский полк «Александровец». Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

Главные герои — мужчина-офицер и его дама сердца — неспешно прогуливаются по солдатскому лагерю, в котором кипит своя жизнь. Кто-то чистит ружье, кто-то занимается строевой подготовкой, а кто-то изучает карту и учится тактике ведения боя. Некоторые пехотинцы даже обучают крестьян. Лишь только после громкого крика режиссера «Стоп! Снято!» становится понятно, что мы все еще в XXI веке.

Один из главных участников съемок — клуб военно-исторической реконструкции «Александровец». Корреспондент «ЮГ» поговорил с его участниками об исторической точности в кинематографе.

Конечно, у проекта, который претендует на историческую достоверность, есть в штате исторический консультант и компетентный старший костюмер, в том числе и по военному мундиру. По словам руководителя клуба Александра Толкунова, такие функции нередко выполняют реконструкторы с многолетним стажем. — Если вообще не озаботиться вопросом исторической достоверности, то фильм получится уже из разряда фэнтези. И это касается не только картинки — материальных вещей вроде одежды и вооружения. Это касается и того, как человек себя ведет, как говорит и как он, в конце концов, мыслит в условиях той эпохи, которую стараются передать авторы картины, — отметил Александр Толкунов.

Российские реконструкторы — лучшие в мире, — уверен реконструктор и коллекционер Сергей Зорин.

Лошадь Белоснежку тоже привлекли к съемкам, хоть и не в батальных сценах. Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

— Они подходят к воссозданию предметов с полной самоотдачей. Изучают оригинальные предметы и полностью их повторяют. Знают все до мелочей — от мундиров и снаряжения до бытовых составляющих прошлых эпох. Сегодня зритель все чаще замечает историческую составляющую кинокартин, документальных фильмов и исторических мероприятий, — отметил Сергей Зорин.

Конечно, участие реконструкторов в таком проекте сложно переоценить. Именно они могут подсказать, как правильно вести бой, выполнять строевые команды, даже могут помочь с реквизитом.

Так, для съемок картины военно-исторический клуб «Александровец» предоставил большие солдатские палатки — «маркизы». Кстати, реконструкторов клуба «Александровец» в качестве актеров и реквизиторов можно увидеть и в таких фильмах, как «Союз Спасения», «Нюрнберг», «Подольские курсанты», «Летчик»; сериалах «Против всех», «Приказа умирать не было», «По законам военного времени» и других проектах.

Пехотный тесак
Представлен образцом 1807 года с вензелем Александра I. В батальных сражениях практического значения не имел. Тесак был полезен в условиях ограниченного пространства, окопного и городского боя. Мог использоваться как шанцевый инструмент при укреплении боевых позиций.

Конечно, фильмы могут быть разными. Если это комедия, то дотягивать до исторической достоверности не так обязательно, а если это фильм об истории Отечества, то тогда необходимо делать все правильно, и пригодятся советы реконструкторов. Как отметил Александр Толкунов зачастую на экране можно увидеть картину, в которой по сюжету идет один год, а элемент формы более поздний, появившийся только через несколько лет описываемых событий. Например, каски на немцах образца 1942 года, а по сюжету — 1941-й, а то и 1936-й. Поэтому женам реконструкторов порой не просто смотреть исторические фильмы вместе со своими мужьями — не слышно голосов персонажей, а вот критики от супруга — хоть отбавляй.

— Потому что образованный зритель обязательно заметит несоответствие, а какой-нибудь блогер даже создаст подборку киноляпов, — отметил Александр Толкунов. — Для меня лично и, думаю, для общества в целом историческая память — это очень важный аспект этого общества. Особенно это касается самых грозных страниц нашей истории — я говорю о войнах, затронувших страну и оставивших на ней неизгладимый след. Поэтому занятие военно-исторической реконструкцией — очень важное и полезное дело, помогающее воссоздавать страницы прошлого. Это «живая история», позволяющая изучать особенности того или иного времени, напрямую соприкасаясь с артефактами прошлых веков, что позволяет понять и дать оценку далеким событиям.

Конечно, основная задача реконструкторов — не только помочь воссоздать эпоху в кино, но и научить подрастающее поколение любить свою историю.

Патронная сума
Подсумок для патронов, носимый на перевязи (широкий ремень) через плечо. Она вмещала 60 бумажных патронов, каждый из которых имел внутри свинцовую пулю и пороховой заряд. Бляха на суме отличалась в зависимости от рода войск.
Новости партнеров