Там, где растут крылья

18 августа. Даниэль Гарфутдинов принял участие в чемпионате по авиамоделизму.

На Всероссийских соревнованиях по авиамодельному спорту, состоявшихся на прошлой неделе в Сочи, команда «Высота» Государственного бюджетного учреждения «Центр досуга «Личность» заняла первое место, а экипаж из клуба «Авиамоделист», Иван Борода и Владимир Мельников из Чертанова Центрального, выиграл почетную бронзу. В гости к строителям малой авиации напросились корреспонденты «ЮГ».

18 августа. Модель самарца Даниэля Гарфутдинова отлично показала себя
на чемпионате в Чертанове Центральном.

Первое, что фиксирует взгляд при входе в клубную мастерскую в доме 29 на Чертановской улице, — это, конечно, модели самолетов. Они самые разные: и большие, и маленькие, и совсем легкие, и массивные, точно рассчитаны для дальних перелетов. А потом уже обращаешь внимание на полки, сплошь уставленные призовыми кубками. Уже 26 лет ребята из «Авиамоделиста» покоряют небо, привозя награды с чемпионатов и европейских, и мировых. Но самую главную свою награду получили в прошлом году — современный большой кордодром на улице Красного Маяка, такой, которому во всем мире аналогов нет. Когда-то подобные комплексы существовали в Киеве и Минске. Сегодня же, как доносит «сарафанное радио», в ближайшей загранице авиамоделирование не развивается.

Мечта становятся былью

С прошлогоднего сентября в Чертанове начались тренировочные занятия, в феврале прошел чемпионат по высшему пилотажу, в марте состоялась зимняя гонка, в апреле — детские воздушные бои. И уже в недавнем августе Чертановский кордодром громко заявил о себе на всю страну, собрав около 300 спортсменов на российский чемпионат.

10 октября. Конструктор Вячеслав Тароватов показывает двигатель внутреннего сгорания. Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

— Старожилы говорят, что подобного не было в России 40 лет, — не без гордости заявляет руководитель клуба «Авиамоделист» Сергей Антонов. — Соревновались по пилотажу и скорости.

Конечно, подготовка к такому мероприятию далась непросто. Сергей Владимирович был главным идеологом и организатором этого чемпионата. Но труды его оправдались сполна — команда Москвы, в которую входит большое число спортсменов, занимающихся в авиамодельных клубах Южного округа, завоевала три чемпионских титула и гран-при по всем классам. «Зацепил» третье место и сам Сергей, чему крайне удивился, так как на собственные тренировки ему просто физически не хватало времени. С другой стороны, чему удивляться, увлечению Антонова уже более 40 лет. В юности он закончил МАИ, должен был реализовать свои конструкторские замыслы в космической сфере, но в неблагополучные 1990-е инженеры-конструкторы были не нужны. К счастью, заниматься авиамоделированием никто не запрещал. Постепенно вокруг знающего специалиста собрался целый клуб единомышленников. Сегодня, проводя небольшую экскурсию по территории кордодрома, Сергей Владимирович не скрывает, что еще несколько лет назад и думать не смел о таких уникальных условиях для авиамоделистов. Единственное, что его тревожит, — затянувшийся переезд из старых мастерских.

— Представляете, что такое современный станок ЧПУ? Это же сложный комплекс с компьютерным управлением! На таких наши умельцы моторы для своих самолетов делают. На августовских соревнованиях был побит рекорд России в классе скоростных моделей, максимальная скорость авиамодели превысила 304 км/час.

Все начинается с малого

10 октября. Участник клуба «Метеор» шестиклассник Марк Шипов показывает готовую модель крыльев для авиамодели. Скоро ей предстоит подняться в небо.

Трудно поверить, но уникальные моторчики родились именно в стареньком помещении на Чертановской улице. На клубное занятие к 18 часам первыми приходят юные члены «Авиамоделиста». 12-летний Марк Шипов — совсем новичок, пришел второй раз.

— С одной стороны, мне нравится математика, с другой — хочется и руками что-то серьезное сделать. Авиамоделизм — самое подходящее, — объясняет школьник.

А его новый приятель, 9-летний Алексей Степанов, уже может похвастаться собственным небольшим парком авиамоделей.

— Целых 12, сделанных моими руками. Эти на резинке летают, скоро буду строить моторные, — мечтательно сообщает мальчик.

На этапе моделирования самолетики конструируются из самых легких материалов. В ход идут обычный пенопласт, картон и даже бумага. Алеша демонстрирует совсем невесомую рабочую модель самолетика — пенопластовый полукруг снаружи, а внутри вырезан квадрат. И винт, и хвост этого летательного аппарата выполнены тоже из пенопласта. Так эта «стрекоза» не только умеет летать, но даже побеждает в боевых поединках! К работе нового самолетика мальчики приступают под чутким руководством старшего товарища Геннадия Кухтина, почетного члена авиамодельного клуба, увлекающегося авиамоделированием 50 лет. По первому образованию он авиаконструктор, но кормить его стала профессия адвоката. Свыше тысячи самолетов Геннадия уже вылетели из клуба.

— И планеры, и резиномоторные, разные были уже. И в боях-поединках выступать приходилось не раз. Среди расставленных здесь призов есть мои, — признается Геннадий.

Один кубок стоит точно над его рабочим местом. Надпись на нем гласит: «Битва за небо». Это награда за победу в спортивном классе F-2D. Рядом с детьми взрослые кружковцы обсуждают возможности усовершенствования так называемого летающего крыла для воздушного «боя». Модель тоже очень легкая — бальза (невесомая древесина, при- везенная из Южной Америки. — «ЮГ»), лавсановая пленка, пенопласт, алюминиевые проволочки...

— Но даже после столкновения двух таких «птичек» при суммарной скорости 300 километров в час конструкции остаются живыми, все отработано десятилетиями, — авторитетно заявляет Сергей Владимирович.

Наши кульбины

10 октября. Сергей Антонов (слева) и Михаил Тароватов работают над новой моделью.

На цокольном этаже, на площади не более 40 квадратных метров, установлено главное клубное богатство — станки. Самый древний из них — фрезерный — родился в 1954 году в ГДР, но блестит и «свистит» как новенький. Здешние мастера его не только отладили, но и усовершенствовали, снабдили современной электроникой. Еще один уникальный «аппарат» из СССР 1980-х производства Ижевского завода — круглошлифовальный станок. Компьютерные мозги ему тоже пристроили. Вымерить на стальной болванке и вырезать одну тысячную миллиметра для него труда не составляет.

— Точнее еще в машиностроении не добились, — с гордостью демонстрирует технику и выточенные на ней небольшие алюминиевые моторчики Олег Модин, — 2,5 кубика, и это делаем мы. У нас авиамодельный спорт самый быстрый. Олегу, получившему классическое образование в Могилевском машиностроительном институте и богатый рабочий опыт на многих серьезных предприятиях, верить можно. Кстати, восстановлением станков занимался именно Олег, а электронную начинку привнес его товарищ Павел Чернов, выпускник Московского института радиоэлектроники и автоматики. Ради пользы дела друзья задействуют и обычные бытовые приборы.

— Этой циркулярной пилой еще недавно плитку обрезали, а нам она пригодилась на производстве форм для литья алюминия. Вот и старую плавильную печку переделали, жарит под 1000 градусов. Мы летать хотим и побеждать, — улыбаются ребята. 

Авиамоделированием оба начали заниматься в подростковом возрасте, а Павел еще и сына увлек, да так, что тот в 2015 году стал чемпионом России среди юниоров по воздушному бою. Среди учеников Модина два чемпиона России. Сегодня технические гении «Авиамоделиста» и «Механических мастерских» работают над моторами для гоночных самолетов. Этот вид авиамодельных соревнований напоминает правилами автогонки «Формулы-1». Еще недавно, вспоминают товарищи, казалось, что авиамодельный спорт умрет, ведь все комплектующие покупались за границей. И вот расширяющееся собственное производство, недавно построенные новые мастерские наконец-то по-настоящему окрылили наших авиамоделистов — надеждой на новый виток вверх.

 

СПРАВКА

Кордовая пилотажная модель — сравнительно большая, с размахом крыльев и длиной фюзеляжа не менее полуметра, модель самолета с двигателем внутреннего сгорания или электрическим мотором. Она летает по кругу на привязи из двух тросиков малого диаметра (кордов), присоединенных к ручке управления со стороны спортсмена и к качалке управления.

КСТАТИ

В России кордовый пилотаж ассоциируется с такими спортсменами, как Юрий Сироткин, ставший чемпионом мира в 1964 году, Евгений Петров, один из авторов, создавших пилотажный микро- двигатель «Акробат-7», Анатолий Колесников, чемпион мира 1986 года, и другими знаменитыми авиамоделистами. Каждый из них внес огромный вклад в раз- витие авиамодельного спорта в СССР.

Новости партнеров