Актер и режиссер, заслуженный артист России Валерий Иванов-Таганский: Меня похвалил сам Брежнев

16 декабря 2022 года. Валерий Иванов-Таганский. Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

Свет увидела книга заслуженного артиста России и жителя района Орехово- Борисово Северное Валерия Иванова-Таганского «Неубитый театр» о Театре на Таганке, в котором он работал. Корреспондент «ЮГ» побеседовал с жителем Южного округа о его творчестве.

Валерий Александрович, в книге повествование ведется от третьего лица, хотя понятно, что главное действующее лицо — это вы. Почему?

Записки сделаны от третьего лица — писателя Виктора Самойлова. Причины две — желание взглянуть на события со стороны и стремление не выделять свое «я» в истории. Основой книги стали заметки, сделанные в разные годы, особенно в повторные гастроли театра в Болгарии, когда общение с Юрием Любимовым было особенно интенсивным и дружественным.

Валерий Александрович, у вас дома висит рамка с двумя фронтовыми орденами. Чьи?

Отцовы. Я фронтовой ребенок, зачат в сталинградских окопах. Мать служила медсестрой. Когда я был взрослым, отец признался, когда выпил, что они бегали с матерью в дальний угол окопа, чтобы уединиться: ведь в блиндажах были люди. Уже когда мама была беременной, ее отправили в тыл. В детстве занимался боксом, но тянуло больше к искусству. Семья уже тогда жила в Риге, где служил отец — кадровый военный. После ремесленного училища я поступил в театральную студию. Проучившись три месяца, решил, что освоил актерскую специальность, и отправился на просмотр в Рижский театр юного зрителя. Пройдя конкурс, получил две главные роли. Но вскоре решил поступить в Щукинское театральное училище, а по окончании попал в Театр на Таганке.

Тогда там работал «золотой» состав. Что вам больше всего запомнилось?

Спектакль «Гамлет», где блистал Владимир Высоцкий. А я пробовался в числе других претендентов на роль Лаэрта. Но утвердили после того, как я предложил худсовету сцену с дуэлью на скакалках. Я произносил монолог, прыгая на скакалках, а потом бросал их напарнику. Это понравилось Любимову.

Работа в каких спектаклях еще вам запомнилась?

Когда Николай Губенко ушел учиться во ВГИК, то на роль Керенского в «10 днях, которые потрясли мир» претендовали семь человек. Опять пришлось тренироваться с напарником, чтобы в одной из сцен подпрыгнуть ему на плечи и произносить речь. Это вновь было мое новшество. И благодаря этому меня вновь утвердили на роль. После этих двух ролей я без преувеличения стал ведущим актером театра. Но в это время в театре было три Ивановых, и все играли в одном спектакле. И многие недоумевали: неужели все это один человек? Поделился мыслями по этому поводу с Любимовым, и тот стал на всех афишах и программках ставить вторую часть моей фамилии — Таганский. Уже с фамилией Иванов-Таганский я играл роли Николая Первого, Дантеса, Глумова, Дамиса.

Когда вы окончили режиссерский факультет ГИТИСа, то по рекомендации, Любимова были направлены главным режиссером Алма-Атинского республиканского академического театра. Чем запомнился этот период?

Помню, на праздновании 60-летия СССР на театрализованном представлении, разворачивающемся на главной площади столицы, исполнял роль Ленина. Собрался весь ЦК партии, прилетел даже Леонид Ильич Брежнев, которому понравилось мое исполнение вождя. Все пророчили мне Ленинскую премию. Но, видно, что-то не срослось. А вот уход из театра был связан с тем же Брежневым. Мне навязывали поставить «Целину» по 30-страничной книжице Генерального секретаря ЦК КПСС. Я не соглашался, так как фактуры было мало. Поехал за поддержкой к Любимову, но в мое отсутствие директор театра согласился ставить «Целину». И я написал заявление об уходе.

На творческой встрече в «Доме Ростовых». Там же хранится его печатная машинка. Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

Что было дальше?

Я сделал постановку с труппой Таганки и повез на гастроли в Болгарию. Здесь и состоялось мое знакомство с женой Дианой. Она была младше меня на 15 лет, но между нами вспыхнула искра. Тем более ей нагадали, что она встретит мужчину старше себя и с «большой воды». А я же с Рижского взморья. А когда заканчивались гастроли, то девушка становилась грустнее. И я обещал вернуться. Тем более в Советском Союзе после ухода с поста главрежа республиканского театра особо не предлагали работы. А в Болгарии был оглушительный успех. И я вернулся туда, поставил там несколько спектаклей. Позже родился сын — Валери. Именно в Софии начинается моя плодотворная литературная деятельность.

И когда вернулись в Москву?

В 1999 году решили переехать в Москву. Жили мы в небольшой квартирке, писал в основном на кухне, стул упирался в холодильник. А когда тот начинал тарахтеть, то дрожал и стул вместе со мной. Жили скудно в этот период. Писал в основном на обратной стороне рисунков сына. Предложил повесть в «Роман-газету», и вскоре опубликовали мое произведение в номере вместе с «Бежиным лугом» Тургенева. Я тогда очень гордился, что мое произведение занимало две трети журнала, а у Тургенева — одну треть. А по ходатайству редактора журнала Ганичева мне выделили хорошую квартиру в Южном округе.

Вы сыграли роль Фигаро в фильме «Брадобрей из Севильи», после выхода которого у вас было много казусов...

Интересно, что мой герой в фильме пел, а озвучивали его много артистов, в том числе и Магомаев. Потом на творческих встречах меня неоднократно просили спеть, хотя на самом деле мне медведь на ухо наступил.

ДОСЬЕ

Валерий Александрович Иванов-Таганский родился 18 декабря 1943 года в городе Никологорск Ивановской области. В 1966 году окончил Театральное училище имени Щукина и попал работать в Театр на Таганке. Окончил в 1973 году Литературный институт имени Горького, а в 1979-м режиссерский факультет ГИТИСа.

Новости партнеров